Похоже, что в белом жаре Большого взрыва возникли лишь два из ста с лишним химических элементов. Это водород (включая его изотоп — дейтерий, или тяжелый водород) и гелий. Особое значение имеет водород, дающий Солнцу и прочим звездам ядерное топливо. Кроме того, водород образует основу всякой жизни — воду.
Однако возникновение сколько-нибудь значимого количества водорода — это результат еще одного невероятного совпадение. Нет ничего удивительного в том, что вследствие Большого взрыва образовался гелий. Было бы естественно, если бы все до единого атомные ядра пришлись на долю гелия, а водород и вовсе бы не возник. Почему же так не случилось?
Потому, что основные константы Природы выверены с предельной точностью. Вот что об этом пишет Бернард Лавелл:
«Будь реакция «протон + протон» на несколько процентов сильнее, за первые миллионы лет существования Вселенной все протоны образовали бы гелий, — и в такой Вселенной уже не смогла бы развиться никакая разумная жизнь. Судя по всему, шансы на появление человека на Земле и вообще разумной жизни во Вселенной были и впрямь ничтожно малы. Неужели Вселенная стала именно такою потому, что в ней должен был появиться человек?»
Лавелл оставляет этот вопрос без ответа. Подобно Дейвису, он признает, что в устройстве Вселенной ясно просматриваются великолепный замысел и целенаправленность, но даже не рассматривает возможность того, что есть и Великий Промыслитель.
Но если во время Большого взрыва возникли только водород и гелий, то откуда взялись все остальные элементы? Похоже, они сформировались внутри звезд и были рассеяны по Вселенной вследствие взрыва некоторых из этих звезд . В свете этого легче ответить на вопрос, которым задаются многие:
«Зачем Бог создал такую гигантскую Вселенную, если Ему нужна только наша маленькая планета?»
Дело, наверное, в том, что многие элементы, входящие в состав человеческого тела, образовались когда-то в недрах теперь уже погасшей звезды, в одной из дальних галактик.
И еще одно — чудо возникновения тяжелых элементов. Углерод и кислород, к примеру, требуются любому живому существу в больших количествах. Образуются же они в изобилии как раз внутри звезд — и лишь потому, что ядра их очень точно «настроены» на энергетические характеристики звезды.
Хойл и Викрамасингх отмечают, что вероятность такой «настройки» — один шанс из тысячи. В другой публикации Хойл комментирует это «совпадение» так:
«Если оценивать факты здраво, то придется предположить, что некий высший разум манипулирует физикой, а также химией и биологией, и что разговоры о слепых силах природы пора прекратить».
Итак, эти важнейшие элементы формируются внутри звезд. Но ведь надо еще, чтобы звезда взорвалась, а элементы рассеялись по Вселенной, но не разрушились. Так все и происходит, — но лишь потому, что слабое взаимодействие таково, каково оно есть. Вот что говорит П. Дейвис:
«Если бы слабое взаимодействие было намного слабее, то нейтрино не оказывали бы достаточного давления на внешнюю оболочку звезды и взрыв сверхновой был бы невозможен. А будь это взаимодействие намного сильнее, нейтрино оказались бы заперты внутри звезды и бессильны».