В наши дни неверие торжествует. Не просчитался ли Ньютон, полагая, что доводы веры «всегда будут убеждать людей»? В сегодняшней Англии неверующие в большинстве. Ученый-атеист, сэр Джулиан Хаксли с радостью наблюдал подъем волны неверия: «Сверхъестественное выметено из Вселенной… Бог — уже не всемогущий правитель. Теперь Он скорее напоминает исчезающую улыбку космического Чеширского кота»
Но радовался Хаксли рано. И в двадцатом веке нашлось немало ученых, разделяющих взгляды Ньютона. Даже Альберт Эйнштейн, Ньютон двадцатого века, писал: «Знание о том, что существуют непостижимые для нас проявления высшего разума и блистательной красоты (наш рассудок способен воспринять их лишь в элементарных формах), — такое знание, такое чувство и есть подлинная религиозность. В этом и только в этом смысле я глубоко религиозный человек»
Эйнштейн, вероятно, не разделял ньютонову веру в библейского Бога. Но он соглашался с Ньютоном, что есть Некто, чей разум управляет природой.
Незадолго до смерти Карл Юнг дал интервью корреспонденту телевидения. А надо сказать, что Юнг считался крупнейшим психологом своего времени.
— Вы верите, что есть Бог? — спросил корреспондент. И миллионы людей услышали ответ Юнга: «Зачем мне «верить»? Я знаю!»
Вернер фон Браун, ведущий американский специалист по космонавтике, в последние годы жизни не раз высказывался в том же духе. Особенно часто он приводил аргумент Ньютона: раз есть творение — значит должен быть и Творец. Как ученый, фон Браун считал, что в 1970 году этот довод не менее убедителен, чем в 1670-м.
В мире науки люди, подобные фон Брауну, — вовсе не исключение. Многие ученые наших дней — убежденные христиане. В Англии, например, действует Христианский союз ученых; в него входит человек семьсот. Из множества ученых-христиан, которых я знаю, в этот союз входят лишь несколько. А остальные? Если подсчитать всех английских ученых, кто твердо верит в Бога, то их наверняка оказались бы тысячи, а то и десятки тысяч.
Таковы факты. И тем не менее… Вот что я недавно прочел в журнале «Нью сайентист»: «До сих пор распространено убеждение, что наука «опровергла» религию, что Дарвин забил последний гвоздь в гроб Бога, а последующие успехи науки и техники сделали возрождение религии невозможным. Поэтому ученому полагается быть неверующим».
Взгляд этот не имеет ничего общего с истиной. Опрос профессоров и исследователей, занимающихся как фундаментальными, так и прикладными науками, показал, что восемь из десяти ученых либо религиозные люди, либо придерживаются воззрений, которые никак нельзя назвать научными.
Даже если автор статьи и преувеличивает, называя цифру «восемь из десяти», факт тот, что поразительно много ученых и сегодня верят в Бога.