Несколько лет назад, когда я все еще старался убедить Нормана в правдивости Библии, мы отправились на симфонический концерт. Впоследствии я упрекнул себя за несообразительность. По дороге домой мне надо было затеять разговор наподобие такого:
«Скажи мне, Норман, задумывался ли ты над таким вопросом, что было бы с оркестром, если бы дирижер во время концерта внезапно заболел?»
«Я полагаю, они бы назначили другого дирижера из инструменталистов, а нет, то пришлось бы прервать концерт. Они не могут играть без дирижера».
«Верно. Теперь предположи, что ты пошел на концерт, ничего не зная о случившемся. Оркестр играет замечательно, и тут тебе кто-то говорит, что они играют без дирижера. Ты бы поверил?»
«Нет, конечно. Даже не видя дирижера, я мог бы определить это по качеству исполнения. Ты же знаешь, гармония не возникает сама по себе. Должен быть дирижер, чтобы создать ее».
И вот тут-то я мог бы приложить его слова к Библии. В ней собрано 66 книг примерно сорока авторов, написанных за период, по меньшей мере, в тысячу лет (много больше тысячи, если учесть, что Библия говорит о своих авторах).
И все же гармония, присутствующая во всех этих книгах, выдающаяся. Все они учат великим положениям о жизни и смерти, грехе и спасении. От книги Бытия и до Откровения — одна цельная идея: Бог имеет план для всей планеты и рода человеческого и наблюдает, как он медленно, но верно приближается к завершению.
Гармония не возникает сама по себе. Если «оркестр» играет хорошо, мы можем предполагать наличие «Дирижера». Мы можем быть слепы и не видеть руку дирижера, но гармония будет свидетельством его присутствия.{mospagebreak}
Было ли так задумано?
У атеиста есть готовый ответ. Он не может отрицать, что некоторое количество гармонии имеется, и полагает поэтому, что авторы намеренно все подтасовывали. Каждый последующий автор знал генеральную линию книги и соответственно подстраивался, скажет неверующий.
В то же время атеист пользуется своим излюбленным методом защиты. Он искусно уклоняется. «Что там не говори, все-таки в Библии много и несогласованного». Если же начать наседать и потребовать объяснить сказанное «поподробнее», он начинает чувствовать дискомфорт. Немного позже он уже признает, что несколько преувеличил. Наконец, поднатужившись, он выдает пару примеров того, что он называет «противоречиями».
Я вернусь к «противоречиям» в Библии в главе 19. А пока обратимся к одному важному пункту.
Так называемые противоречия все лежат на поверхности. Гармония — фундаментальна, имеет глубокие корни. И это именно то, что можно ожидать от книги, подобной этой.
Спросите любого судью, что он думает, когда два свидетеля говорят одно и то же. Он подозревает сговор. Их свидетельство слишком хорошо, чтобы быть правдиво. Они подвергаются перекрестному допросу с пристрастием. И скоро судья узнает, где правда, а где ложь.
Но с правдивыми свидетелями все обстоит иначе. Они могут в чем-то расходиться. Если преступление было совершено на углу двух улиц, то один может называть улицу Х, а другой Y, но и то, и другое будет скоро выявлено как правда. Чем больше судья будет задавать вопросов, тем большую гармонию он обнаружит.
Теперь вернемся к первому возражению атеиста, — будто авторы Библии подтасовывали содержание. Звучит ли это обоснованно? Возможно ли, чтобы все эти авторы — солдаты, цари, пророки, рыбаки, сборщики податей, судья, доктор, люди, жившие на заре цивилизации, и люди из уже цивилизованного мира римлян — пришли к единому проекту? Похоже ли это на природу человека?
Проведите эксперимент. Соберите важнейшие документы, характеризующие современные церкви и секты. Возьмите римско-католический требник, англиканский молитвенник, книгу Мормона, экземпляр журнала «Сторожевая башня» Свидетелей Иеговы, сборник саентистов-христиан «Наука и Здоровье». Соберите их все вместе и вчитайтесь. Что получится? Полная неразбериха, хаос!
Предоставленные самим себе религиозные авторы, даже разделяя одну веру, никогда не приходят к соглашению. Если же между авторами Библии полное взаимопонимание, — абсурдом было бы утверждать, что они действовали согласованно.
В этом месте вы, вероятно, захотите от меня доказательств, что в Библии существует гармония. Но это не в моей власти. Я не могу фанату поп-музыки доказать, что произведениями Бетховена можно наслаждаться. Я могу только настойчиво ему советовать слушать Бетховена до тех пор, пока он не почувствует в себе способность понимать его музыку.
Так же и с Библией. Если вы хотите узнать, есть ли в ней гармония, существует только один путь к этому. Вы должны прочитать Библию от начала до конца, а потом начать сначала.
Вот основные темы Библии, сопровождающие читателя от начала до конца:
1. Разрушительная безнадежность человеческого рода, предоставленного самому себе.
2. Как грехи людей могут быть прощены, а человеческая природа изменена.
3. Божье предложение вечной жизни и условия, на которых она может быть получена.
4. Обетование Бога и Его план наполнить землю Своей славой.
5. Сын Бога, центральная фигура всего творения Господа.
Эти темы так значительны, что вам остается только самим поработать над Библией. Тем не менее, последняя часть этой главы будет посвящена менее значительным темам. Они иллюстрируют гармонию в меньшей степени, зато достаточно понятной при первом чтении.{mospagebreak}
Ошибки первородных
В начале этого века в Южном Уэльсе жил рабочий, широко известный как «Брат Джо». Его друзья говорили, что он знал Библию лучше всех на свете. Так или иначе, Библию он, конечно, знал замечательно.
Можно было назвать любую главу, и он тут же сказал бы, о чем там говорится, какой урок можно извлечь из нее и как она взаимосвязана с другими книгами Библии. Все это, несмотря на полное отсутствие образования, и невзирая на многие часы тяжелого труда металлообрабочего.
Благодаря многим часам интенсивной работы с Библией и использованию каждой свободной минуты для чтения, он сделал много замечательных открытий. Самым значительным из них было то, что он сам назвал «историей продажи права первородства».
Для евреев первенец имел особое значение. У него было преимущество перед другими братьями. По закону он получал двойную часть наследства. Когда Бог хотел подчеркнуть высокое призвание Его избранного народа, Он сказал:
«Израиль есть Сын Мой, первенец Мой»
(Исход 4:22).
И все же, несмотря на всяческое подчеркивание важности первородства, никто из значительных личностей Ветхого Завета не был первенцем. Всякий первенец, упоминаемый в Писании и могший в силу этого занимать почетное положение в обществе, так или иначе, его терял. Каждый из них разочаровывал Бога и, в конечном счете, бывал обойденным в пользу младшего брата.
Первый человек Адам имел первенца Каина. Он стал убийцей. Бог отверг его и «избранная линия» (т.е. линия, ведущая к Мессии) перешла к младшему сыну Сифу.
У Ноя было три сына. Их всегда приводят в одной последовательности: Сим, Хам и Иафет. Неискушенному читателю кажется, что Сим и был первенцем (древнееврейский в Бытие 10:21 можно понять двояко; там не сказано (как подразумевается в русском переводе), что Иафет был старшим сыном). Но если сравнить стихи разных мест повествования о Ное и заняться небольшой арифметикой, то мы скоро увидим, что это не так. Первый сын родился у Ноя, когда тому было 500 лет (Бытие 5:32), а Сим родился когда Ною было уже 503 года (ср. Бытие 8:13 с 11:10). Про Хама отдельно говорится, что он был младшим сыном (Бытие 9:24).
Отсюда мы узнаем, что Иафет должен считаться первенцем Ноя, но по какой-то причине Бог обошел его в пользу Сима, младшего брата.
Подобное произошло и с Авраамом и его братьями. Они обычно перечисляются в таком порядке: Аврам, Нахор и Харан (Бытие 11:27). Но Аврам (более известный как Авраам) не был первенцем. Он стоит первым, потому что он избранный семьи. Библия не говорит прямо, что Авраам не первенец. Это становится фактом только после прочтения трех разных стихов и небольшой арифметики (ср. Бытие 11:26 с 11:32 и 12:4).
Первенцем Авраама был Измаил, «дикий человек» (Бытие 16:12), который был обойден Исааком. Первенцем Исаака был Исав. Он был нечестивцем (Евреям 12:16), и линия избранности перешла к младшему брату Иакову.
Первенцем Иакова был Рувим, но он совершил страшный грех (Бытие 49:3-4). Честь избавления семьи в нужный момент перешла к младшему брату, Иосифу, а право избранной линии к другому младшему брату — Иуде.
Первенец Иосифа был обойден в пользу младшего брата, несмотря на протесты Иосифа (Бытие 48:17-19). Первенец Иуды был так греховен, что был убит самим Богом (Бытие 38:7), а линию избранных продолжил младший брат. Братья Моисей и Аарон всегда называются в этом порядке. Моисей идет первым в силу своего более твердого характера и своей значимости (Аарон однажды впал в идолопоклонство). Но Аарон был на три года старше Моисея (Исход 7:7) и, предположительно, (поскольку других братьев Библия не упоминает) — первенцем.
Много лет спустя Бог послал пророка Самуила к человеку по имени Иессей. Бог сказал:
«Между сыновьями его Я усмотрел Себе царя»
(1 Царств 16:1).
На Самуила произвели впечатление старшие сыновья, но Бог научил Самуила обойти их в пользу младшего сына Давида и назначить его царем.
Первые шесть сынов Давида перечисляются в следующем порядке:
«Первенец Амнон, второй Далуиа, третий Авессалом, четвертый Адония, пятый Сафатия, шестой Иефераам»
(2 Царств 3:2-5).
Аммон соблазнил свою сестру и потом бросил ее. Это так рассердило Авессалома, что он убил его. Далуиа, Сафатия и Иефераам более никогда не упоминаются, предположительно они умерли в младенчестве.
Авессалом стал наследником, он попытался захватить трон силой и был убит. Почему эти братья пытались взять силой то, что принадлежало им по праву? Потому что Бог уже запланировал, что они будут обойдены младшим братом Соломоном (1 Паралипоменон 28:5).
Одним из чудес Библии является то, что замалчиваемые ею вещи бывают такими же важными, как и те, о которых идет речь. Некоторые из царей Израиля могли быть и первенцами. Иосия вполне мог, т.к. его первенец родился, когда царю было 16 лет (ср. 4 Царств 21:19,26 с 22:1). Но ни о ком из них не говорится как о первенце.
Итак, 39 книг Ветхого Завета приводят нас к важному заключению. Никто из первенцев не был достоин в глазах Бога. Для верующего причина этого очевидна. Она указывает на два важных урока Нового Завета.
Первый урок: все первенцы рода человеческого были недостойны в глазах Бога. Миру предстояло ждать первенца самого Бога, чтобы стать свидетелем успешного первородства (Псалом 88:28; Иоанн 3:16).
Второй урок: «избранный Богом народ» будет неудачником (Исход 4:22). Его заменит более молодой народ, «Божий Израиль» (Галатам 6:16; 3:29 и Матфей 21:43), что является новозаветным именем для всех, кто, будь то еврей или язычник, будет следовать Христу.
Атеисту предстоит объяснить еще один выдающийся факт. Если авторы Ветхого Завета не были вдохновлены Богом, что подвигло их создать такое гармоничное творение? Они, конечно же, не делали этого намеренно, т.к. никто из них ничем этого не выдает. В двух случаях (Авраам и Сим) факт, что первенцы были неудачными скрыт; чтобы обнаружить это, нам пришлось просмотреть много стихов и даже заняться подсчетами.
Действительно, вся история «продажи права первородства» тщательно замаскирована в глубинах Писания. Мы могли бы и до сих пор не ведать об этом, если бы не трудолюбивый металлист, исследователь Библии не откопал бы это для нас. Что за книга эта, Библия, которая содержит чудеса, которые нам надо самим открывать? Можно ли считать, что человек без помощи извне мог создать такую гармонию?{mospagebreak}
«В поте лица твоего…»
Слово «пот» встречается всего три раза во всей Библии и с очень большими промежутками во времени. Первое упоминание относится к самому началу Ветхого Завета, второе — к его последним страницам, а третий раз мы находим его в Новом Завете.
Вначале речь идет об Едемском саде: Адам только что согрешил, и Господь выносит свой приговор в следующей форме:
«В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься»
(Бытие 3:19).
Этим подытоживается цена, которую должно заплатить все человечество за греховность. Вначале пот, затем прах. Вначале — трудная, полная лишений жизнь. Затем — смерть, конечная расплата за грех (Римлянам 6:23).
Следующий отрывок возьмем уже из Нового Завета. Здесь мы знакомимся со «вторым Адамом» (1 Коринфянам 15:45). Тогда как первый Адам должен был есть хлеб « в поте лица своего», второй Адам, по выражению Евангелия Иоанна, принес хлеб — «Хлеб Жизни» (Иоанн 6:45). Лука описывает путь Иисуса от Гефсиманского сада до Голгофы. Вот лишь часть той цены, которую Христу пришлось заплатить за предоставление людям «Хлеба Жизни»:
«И находясь в борении, прилежнее молился; и был пот Его, как капли крови, падающие на землю»
(Лука 22:44).
Сравнением пота Христа с каплями крови, Лука с очевидностью намекает на то, что жертвенная часть жизни Иисуса в эти минуты начинается: «впрочем, не Моя воля, но твоя да будет» (Лука 22:42). В этом вся сущность жертвы — исполнить волю Бога, чего бы то ни стоило.
Два сада, Едем и Гефсимания. Они взаимосвязаны, как негатив и позитив одного снимка. Грех явился в Едеме, и пот страданий и прах смерти были его следствием. Пот жертвы начал свой путь в Гефсимании. Прощение грехов и дар вечной жизни становятся следствием этого.
Третье упоминание о поте появляется в конце пророчества Иезекииля. Здесь описывается храм, подобный которому никогда не был построен на земле. Если следовать терминологии Нового Завета (Откровение 21:1-3) — это символическая картина (притча, если хотите) искупленных учеников Христовых, радующихся бессмертию в вечном Царствии Божием.
«Увясла на головах их должны быть также льняные, и исподняя одежда на чреслах их должна быть также льняная; в поту они не должны опоясываться»
(Иезекииль 44:18).
Библия говорит о том, что символизирует собой льняная одежда, — это знак праведности (Откровение 19:8). По Иезекиилю, искупленные, в конце концов, навсегда освобождаются от пут греха, — и от пота (страданий, ведущих к смерти), внесенного Адамом в мир.
Единство темы, связующей эти три места Библии, упоминающие о поте, слишком замечательно, чтобы оказаться случайностью. Невозможно, чтобы Иезекииль нарочито ввел свои слова, т.к. они имеют смысл лишь в свете сказанного Лукой, а Иезекииль писал задолго до Луки.
Три отрывка сочетаются друг с другом, как будто так задумано. Как можно это объяснить иначе, чем самой Библией, — что Единый Конструктор водил рукой трех авторов (2 Петра 1:21)?{mospagebreak}
Четыре замечательные женщины
Матфей и Лука представляют нам родословную Христа. В этой связи появляются интересные вопросы, но о них — во второй части книги.
А сейчас обратимся лишь к одной замечательной детали в родословной, данной Матфеем. Он прослеживает линию поколений от Авраама до Христа. По еврейской традиции он опирается, в основном, на мужскую линию. Но не всегда. В четырех случаях он упоминает и женщин, но не дает этому никакого объяснения. Он предоставляет нам самим поработать с Библией и сделать выводы. Если мы так и поступим, результат не замедлит сказаться.
Эти четыре женщины — Фамарь, Рахав, Руфь и «та, кто была женой Урии» (Мф.1:3,5,6). Вот, что говорит о них Ветхий Завет.
Фамарь, ханаанская девушка, была невесткой Иуды. Ее муж умер молодым из-за своей греховности. Иуда обещал дать ей в мужья своего младшего сына, но не сдержал слова. В виде протеста Фамарь, скрывая истинные намерения, переоделась проституткой и соблазнила своего свекра. От этого греховного союза родился ребенок, от которого пошли все еврейские цари.
Рахав, другая ханаанитянка, была с самого начала проституткой. Когда Израиль захватил Ханаан, она вдруг осознала, что евреи были истинно избранным народом Бога. Она перешла на сторону Израиля и, изменив свой образ жизни, вышла замуж за израильтянина.
Руфь была моавитянкой. Хотя она и воспитывалась в языческой, пропитанной идолопоклонничеством стране, но была замечательного характера. Она обратилась в веру израильтян, переехала в их землю и нашла там мужа.
«Та, кто была женой Урии» (Вирсавия) упоминалась в главе 9 . Царь Давид надругался над ней, убил ее мужа и женился на ней. Так как Урия был хеттеянином, то и она могла быть хеттеянкой, пока Давид не женился на ней.
Называя этих четырех женщин, Матфей обращает наше внимание на довольно неожиданный пример гармонии в Библии. История каждой женщины рассказывается в разных книгах: о Фамари говорится в Бытие, о Рахави — в книге Иисуса Навина, о Вирсавии — в 2 Царств, о Руфи — в книге, названной ее именем. Но все они имеют нечто общее:
1. Они были язычницами.
2. Они были удостоены особой милости. Если бы был приведен в действие закон, никто из них не смог бы выйти замуж в Израиле. Проступки Фамари и Вирсавии по израильским законам наказывались смертью. Рахав разделила бы участь жителей Иерихона. Моавитянка Руфь по своей национальной принадлежности не имела права приобрести израильское гражданство.
3. Несмотря на все препятствия все они, в конечном счете, стали связующими звеньями в родословной еврейских царей и Иисуса Христа. Так, пройдя красной нитью по еврейской истории, они послужили укором неумным израильским царям за их жестокосердие. Бог на протяжении всей израильской истории проявлял к ним гораздо больше милосердия.
Они почитали язычников чуть выше животных, были исполнены мелочной щепетильности в следовании законам Моисея и жестоко наказывали провинившихся. И, тем не менее, они не могли отказать этим четырем женщинам, которых они ни во что не ставили, в праве числиться в родословной их Мессии.
В одном мы можем быть совершенно уверены. Гармоничность этой части Библии настолько была неприятна евреям, что и в голову не придет обвинить их в преднамеренности написания этого. Они, скорее, с радостью бы вычеркнули крамольные строки из своей истории.
Чему же тогда приписать их существование, как не воле Бога?{mospagebreak}
Первый железный занавес
Первый железный занавес описан, по-видимому, в Ветхом Завете. Он разделил нацию на две части, как это было с Германией до 1989г.
После 120 лет объединенного царства десять колен севера Израиля отделились от двух колен на юге. Большая, северная часть, была названа Израилем, со столицей Самарией. Меньшее, южное царство, было названо Иудеей с исторической столицей Иерусалимом.
У северного царства не было ни одного хорошего царя. Почти 300 лет они были идолопоклонниками. Затем ассирийцы завоевали их и увели население в плен. Больше о них никто никогда не слышал.
Иудея знала и хороших, и плохих царей. Народ южного царства был уведен в плен вавилонянами примерно через сто лет после пленения северян. Но их внуки получили разрешение вернуться домой. Их потомки населяли Израиль под именем «евреев» и во времена Христа.
Народ севера часто называют «потерянными десятью коленами». И это весьма любопытно, т.к. через все книги Библии прослеживается совсем иное, — десять родов вовсе не были потеряны. Эта связующая нить, очевидно, не была намеренно задумана. Она столь тонка, что многие до сих пор ее не видят, отсюда и популярное мнение об исчезновении десяти колен. Но нить эта тем не менее существует.
Начинается все с 3-ей книги Царств, где мы узнаем об одном из первых царей Израиля, Ваасе, строящем свой железный занавес. Он укрепил границу,
«чтобы нельзя было войти к Асу, царю Иудеи, или выйти из царства»
(3 Царств 15:17).
Зачем он это сделал? Ответ находим в других книгах Ветхого Завета. Как и создатели берлинской стены, он более заботился не о предотвращении проникновения посторонних в его царство, а об удержании своих граждан от побега: все богобоязненные северяне норовили покинуть страну идолопоклонников и бежать на юг, где в иерусалимском Храме сохранялось истинное поклонение Богу.
Железный занавес Ваасы был неэффективен. Он не располагал ограждениями из колючей проволоки и минными полями, столь любимыми современными диктаторами. Вот рассказ о том, как праведный царь Аса избавился от всех идолов Иудеи и каков был результат:
«И собрал всего Иуду и Вениамина и живущих с ними переселенцев от Ефрема и Манассии и Симеона, ибо многие от Израиля перешли к нему, когда увидели, что Господь, Бог его, с ним»
(2 Паралипоменон 15:9).
Одна из следующих глав той же книги повествует о праведном царе Иудеи Иосафате, также испытавшем приток иммигрантов из Израиля (2Пар.19:4). Их должно было быть очень много, если Иосафата назвали даже в одном месте «Царем Израиля» (2 Паралипоменон 21:2), как бы подчеркивая, что все двенадцать колен были представлены в его владениях.
Результатом этой иммигрантской волны стало резкое увеличение численности иудейской армии. Во время раскола Ровоам имел только 180000 (3 Царств 12:21); следующий за ним Авия — 400000 (2 Паралипоменон 13:3); его преемник Аса располагал 580000 (2 Паралипоменон 14:8), а у Иосафата было уже 1160000 человек (2 Паралипоменон 17:14-18).
Примерно через сто лет после падения Израиля и предположительного исчезновения десяти колен Израиля иудейский царь Иосия получил дань от «Манассии и Ефрема и всех прочих Израильтян, и от всего Иуды и Вениамина» (2 Паралипоменон 34:9). А как раз перед пленением вавилонянами Иезекииль представляет их как «весь остаток Израиля… дома Израилева и Иудина» (Иезекииль 9:8-9).
Иеремия намекает, что и Израиль, и Иуда вернутся из вавилонского плена (Иеремия 51:5,6). В современном переводе хорошо видно, что «Иуда», вернувшийся из плена, включал в себя людей Израиля, состоявших по большей части из главных родов — Ефрема и Манассии (1 Паралипоменон 9:1-3).
Наконец, настолько насколько это важно для Ветхого Завета, в книге Ездры говорится о возвращении евреев из вавилонского плена около 500 года до Р.Х. Евреи несколько раз называются здесь «Израилем», а в двух случаях прямо сказано, что они принесли в жертву двенадцать животных «по числу колен Израилевых» (Ездра 6:14-17; 7:13; 8:29,35).
Ясно, что только часть остатка «десяти колен» была действительно потеряна. Лучшие из десяти колен вошли в состав Царства Иудейского, где ранее было только два колена, — они позже стали называться еврейским народом.
Нить нашего гармоничного взаимодействия шести книг Библии протянулась через 500-летний участок истории Ветхого Завета, и теперь, перешагнув такой же 500-летний перерыв между временем Ездры и началом Нового Завета, обратимся к Евангелиям.
Матфей говорит, что пророчество Иеремии о сыновьях Рахили (царстве, состоящем из десяти колен), было исполнено среди евреев его времени (Иеремия 31:15 процитирован в Матфей 2:18).
Лука рассказывает, что Иисус цитировал пророчество Осии о десятиколенном царстве применительно к евреям Иерусалима (Осия 10:7-9 процитирован в Лука 23:30). Он также упоминает об иерусалимской женщине Анне, происходящей из рода Асира (одного из десяти колен — Лк.2:36).
Петр называет евреев «людьми Израиля… всем домом Израиля» (Деяния 2:22,36).
Павел утверждает, что Иоанн Креститель проповедовал «всему Израилю» (Деяния 13:24).
В другой раз Павел называет евреев «нашими двенадцатью коленами» (Деяния 26:4,7).
Иаков тоже говорит о «двенадцати коленах» (Иаков 1:1).
Нить истории протянулась сейчас через 25 различных отрывков из 11 библейских книг. Она охватила тысячелетний период времени. И везде наблюдается совершенная гармония.
Мы вновь задаемся вопросом: откуда эта гармония?
Случайность ли это? Или это является свидетельством того,
что за тем, что написано в Библии, стоит один Создатель?