Иисус из Назарета – важнейшая фигура в истории человечества. Этот учитель галилейских крестьян оказал большее влияние на человечество, чем кто-либо другой. От Него ведет отсчет наша эра. Нашей системой образования, нашими ценностями, нашими чаконами, медициной и любовью к справедливости и свободе мы обязаны Ему больше, чем кому-либо другому. В течение последних двух тысячелетий образ Христа привлекал искусство, музыку, философию, литературу более, чем какая-либо другая тема. Тем не менее Его как личность игнорируют, за исключением очень немногих. Он неудобен. Одно Его имя приводит нас в замешательство. Поэтому от Него снисходительно отмахиваются и говорят что-то вроде: «Иисус? Ах да, Он был, конечно, великим моралистом».
Без сомнения, Он был великим Учителем морали. С большой авторитетностью Он заявлял: «Вы слышали, что сказано… а Я говорю вам …» Он говорил необычайно доступно, так что простые люди понимали Его. Его учение было удивительно глубоким. Его тезис – «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас» – является чрезвычайно спорным, требующим много усилий от желающих следовать Ему. Одновременно это был и чрезвычайно эффективный метод противодействия яростной оппозиции. Его мудрость не раз заставляла умолкать противников. «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» – изречение крайне оригинальное. Оно обезоруживало противников христианства и служило христианам руководством к действию в общественных взаимоотношениях и в борьбе против тоталитаризма. Его учение было удивительно своеобразным и тесно связанным с жизнью: «Иди и делай так», – сказал Иисус в заключение притчи о добром самарянине.
Неудивительно, что люди поражались учению этого Человека, не имевшего никакого специального образования. Они везде следовали за Ним, увлеченные Его речами. «Никто еще не учил так», – говорили они, и были правы.
Но в Иисусе и Его учении есть нечто еще более удивительное. Он не только учил самым великим принципам, когда-либо известным человечеству, но и на деле выполнял их. Он не только учил народ любить врагов, но и простил тех, кто распял Его. Он не только призывал людей отдать свою жизнь за друзей, но и поступил так. Он не только учил, что нищие блаженны, но и был Сам таковым. Это делает Его самым выдающимся из всех учителей. Он был тем, Кто учил простым и волнующим истинам и Сам являлся их воплощением.
Да, Иисус был великим Учителем нравственности. Но считать, что Он был только великим Учителем, было бы неверно. Он делал ошеломляющие заявления – заявления, каких не делал ни один нормально мыслящий человек. Он утверждал, что мог прощать людям грехи, что Он имел право на то, чтобы люди Ему поклонялись, что только Он есть «путь, истина и жизнь» в Боге, что Он «пришел взыскать и спасти погибшее», что Он отдаст Свою жизнь во искупление многих, что Он воскреснет из мертвых и что в судный день человечество предстанет пред Ним (Марк 2:5, 10:45; (Иоанн 14:6, 20:28; (Лука 19:10; (Матфей 7:21-25, 17:9.)
Конечно, Иисус не кричал на каждом углу: «Я Бог». Поступать так означало бы вводить в заблуждение и остаться непонятым. Но как выразился Элтон Трубольд, «Все четыре Евангелия изобилуют притязаниями Иисуса на сверхчеловечность. Если бы Он был только Учителем, то Учителем, вводящим в заблуждение». Эти притязания были не только явными, сформулированными в стихах, подобно приведенным выше, но и косвенными, когда Он исполнял пророчества, совершал чудеса, приписываемые в Ветхом Завете только одному Богу. Притязание, что Он является представителем Всемогущего Бога на земле, призыв, обращенный к людям, – прийти к Богу через Него – встречается нам почти на каждой странице Евангелия. Это притязание – неотъемлемая часть самой сущности книг Нового Завета. Оно убеждало даже некоторых из наиболее непоколебимых монотеистов в мире – евреев. Оно убеждало скептиков, политических лидеров, проституток; оно убеждало рыбаков и мытарей, кем были первые ученики, равно как и ярых противников, подобных фанатичному Савлу из Тарса, который стал самым ревностным верующим. С тех пор Иисус убедил миллиарды людей во всем мире.
Мало утверждать, что Иисус был просто хорошим Учителем нравственности. Его конечная цель была высокой и значимой, Он – Бог и должен был явить нам Божью сущность. Если Он не Тот, кто делает Бога для нас реальным, приняв образ человека, то Он – либо не заслуживающий доверия обманщик, либо вводящий себя и других в заблуждение глупец.
Почему, однако, мы должны верить Его заявлениям? Ведь многие уже делали лживые утверждения относительно своей личности. Во многих психбольницах находятся люди, выдающие себя за Иисуса Христа и вводящие в заблуждение других. Нелегко думать об Иисусе более, чем о человеке. И все же, каковы альтернативы?
• Был ли Он обманщиком? Мыслимо ли, однако, чтобы этот Человек, такой нетерпимый к лицемерию, построил все Свое служение на лжи? Можно ли допустить, что Он позволил предать Себя на чрезвычайно мучительную смерть за явную неправду?
• Или Он просто ошибался? Вряд ли это правильный довод. Если самый великий Учитель ошибается относительно самой основы Своей доктрины, тогда Он не такой уж великий Учитель. Если мы отказываемся верить тому, что Он говорит о Своем происхождении и авторитете, к чему тогда брать во внимание остальную часть Его учения?
• А может быть, Иисус страдал манией величия? Может быть, этот учитель-плотник мнил о Себе очень много, и Его претензии на божественное происхождение были результатом нарушения психического равновесия? Это предположение трудно доказать. Для психически больных характерны три основных симптома: у них наблюдается явное отклонение в оценке реальной обстановки; у них прослеживается явное отклонение от норм поведения; их отличает явное отклонение от норм общения. Стоит только перечислить эти три симптома, чтобы убедиться, что каждый из них абсолютно неприменим к Иисусу, Человеку, непревзойденному в искусстве общения, который обладал высочайшей проницательной способностью и был из всех людей самым любящим и надежным в личном общении. В Нем нет и намека на фанатизм или отклонение от психических норм.
Иисус из Назарета был не просто великим Учителем нравственности. Для этого Он слишком уж резко отличался от ученых книжников и фарисеев. Мы можем назвать Его обманщиком, если считаем, что сможем доказать такое обвинение. Мы можем сомневаться относительно Его психического состояния. Но ярлык «только великий Учитель нравственности» к Нему не подходит.
И при жизни одни из современников считали Его сумасшедшим, другие любили Его. Общепризнанным авторитетом Он, пожалуй, никогда не пользовался.
Не иначе обстоит дело и в наши дни. Мы должны либо заставить Его за-молчать, либо выслушать Его. Даже мимолетное воздействие Его личности и знакомство с Его требованиями заставляет нас принять определенное решение. Что нам следует думать об этом великом Учителе нравственности, который делает такие невероятные заявления? Был ли Он все-таки прав?