Не так давно защитникам христианства, чтобы отстоять свою позицию, приходилось обращаться к свидетельствам об Иисусе, лежащим за пределами Библии. Это было вызвано тем обстоятельством, что их оппоненты отрицали историчность Иисуса – утверждали, что Он никогда не существовал, что Он – мифический герой, легендарная личность, порождение фантазии. В противовес этим голословным утверждениям были представлены документальные свидетельства таких авторов как, например, Тацит.
Дебаты продолжались и закончились тем, что сейчас вряд ли можно встретить хоть сколько-нибудь серьезного исследователя в этой области, который сомневался бы в реальности Иисуса. И хотя скептически настроенные ученые могут заявлять, что Иисус был не более чем учителем нравственности, однако они вынуждены признавать его существование. Но поражает не это, приятно поражает и радует огромное число серьезных ученых, которые с доверием относятся к евангелиям. Так, например, в 2001 году Би-Би-Си показала большой документальный сериал об Иисусе, который назывался «Сын Божий». В качестве консультантов к созданию сериала были привлечены консультанты-академики, многие из которых христианами не являются (более того, среди них было немало иудеев). И многие зрители были действительно потрясены тем, что для подтверждения исторических фактов ученые обращались к евангельским свидетельствам. Фильм показал (и об этом было сказано), что «как следует из представленных свидетельств об Иисусе, Его жизнь является, пожалуй, самой документально подтвержденной в древнем мире». Однако своим заявлением Би-Би-Си не сказала ничего нового: существование исторического Иисуса уже не вызывает сомнений у исследователей, занимающихся историей Палестины I века нашей эры.
В евангелиях было обнаружено так много культурных и исторических соответствий эпохе, в которую они были написаны, что уже никто из ученых не решается подозревать в них древнюю подделку или более позднюю фальсификацию, – чтобы не показаться смешным.
Тем не менее, свидетельства не христианских авторов, подтверждающие реальное существование Иисуса, мало что рассказывают о Нем Самом. Однако они все же заслуживают того, чтобы мы, хотя бы коротко, упомянули о них.
Римские авторы
При жизни, Иисус был совершенно незначительным человеком в одной из захудалых провинций Римской империи. Поэтому нет ничего удивительного в том, что римляне оставили о нем крайне мало письменных свидетельств. К слову сказать, документов о выдающихся личностях той эпохи вообще крайне мало. Например, если не принимать в расчет изложенного в евангелиях, что нам известно о Понтии Пилате, который в течение одиннадцати лет был прокуратором Иудеи?
До наших дней дошли труды различных римских авторов, в которых упоминается о «культе Иисуса», относящемся к первому веку, однако в этих трудах содержится очень мало таких сведений, которых мы не могли бы найти в новозаветных посланиях. Так, важным представляется упоминание о римских «христианах», относящееся к середине 40-х годов, а также о бунте иудеев, возмущенных тем, что Иисуса проповедовали как Христа (49 г. н. э.). Тацит в своих «Анналах» (около 115 года) писал о пожаре в Риме, случившемся пятьюдесятью годами ранее, и упомянул о христианах: «Имя христианин произошло от Христа, который был казнен Понтием Пилатом во время правления Тиберия. Это пагубное суеверие было подавлено на некоторое время, но затем вспыхнуло снова не только в Иудее, начале всякого зла, но также и по всему городу (Риму)…»
Примерно в это же время Плиний Младший написал в своем письме императору Траяну о наказаниях для христиан, которые «поклоняются Христу как Богу».
Более солидное свидетельство приводит Иосиф Флавий (37– 100 г.), чьи книги вообще являются бесценным источником информации о Палестине первого столетия нашей эры. Иосиф принимал активное участие в иудейской войне (66–70 гг.) и сражался против римлян, после поражения евреев был пленен и, в конце концов, оказался в Риме в качестве специалиста по еврейским вопросам. В своей книге «Иудейские древности» (ок. 95 г.) Иосиф говорит об Иисусе:
«В это время жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком; ибо он творил поразительные (необыкновенные) чудеса и был учителем людей, которые радостно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и многих эллинов. Он был Мессией (Христом). И когда Пилат по обвинению наших старейшин приговорил его к распятию, те, кто с самого начала возлюбили его, остались ему верны. На третий день он явился им снова живой. Ибо божественные пророки предвозвестили это и огромное множество чудес относительно него. И племя христиан, название которых пошло от него, не исчезло по сей день».
Хотя аутентичность этого фрагмента в книге Флавия вызывает сомнения, однако большинство современных ученых сходятся в том, что многое в этом свидетельстве можно считать соответствующим действительности.
Приведенные фрагменты содержат очень мало информации об Иисусе, однако они убедительно свидетельствуют о том, что Он реально существовал, что Он жил в Палестине, что Он был признан Мессией и что Он был казнен при Понтии Пилате, прокураторе Палестины в период с 26-го по 36-й год.
Свитки Мертвого моря
В 1947 году в горной местности к западу от побережья Мертвого моря были обнаружены древние свитки, которые постепенно были обработаны, переведены и опубликованы. Вопреки мелькавшим в периодике сообщениям, свитки не содержат упоминаний об Иисусе и, похоже, были написаны за какое-то время до начала Его земного служения. Однако свитки оказались весьма полезными, поскольку проливают свет на направления еврейской мысли в ту эпоху. До этой находки большая часть наших знаний об иудаизме была почерпнута из значительно более поздних источников, и не всегда можно было понять и объяснить, каким образом Иисус и Его последователи связаны с еврейскими верованиями. Свитки Мертвого моря показали, что иудейские верования в Палестине, в самом начале первого века, были куда более разнообразными, чем мы полагали, к тому же оказалось возможным связать многие высказывания Иисуса и Его взгляды с еврейской культурой Его эпохи.
Апокрифические книги Нового Завета
В последние годы значительно возрос интерес к тому, что принято называть «апокрифическими» книгами Нового Завета. Апокрифическими называют книги, которые были в обиходе ранней церкви, однако в последствии их исключили из церковного обращения – после того как завершилось формирование корпуса Нового Завета (в конце второго века). Апокрифические книги включают повествования, послания, наставления и т. д.
За последние сто лет или около того исследователи не раз обращались к этим документам в надежде, что они содержат больше информации об Иисусе, чем канонические евангелия. Так, например, повышенный интерес в свое время вызывало Евангелие от Фомы, документ, состоящий из 114 стихов, представляющих не связанные между собой и часто туманные высказывания, приписанные Иисусу. Сейчас это «евангелие» относят к концу второго века, и оно мало чем дополняет наши сведения об Иисусе. Это же можно сказать и об остальных апокрифических книгах.
* * *
Итак, что же мы имеем? Ответ прост: мы имеем то же, что имели. Мы располагаем вполне определенной датировкой четырех евангелий и еще кое-чем. В свидетельствах Иосифа Флавия, Тацита и других авторов мы увидели слабый силуэт Иисуса. И только евангелия позволяют нам получить более или менее точную картину того, кем был Иисус и что Он говорил и делал.
Однако полученные нами ограниченные временные рамки очень важны. Они разбивают попытки скептиков рассматривать Иисуса как мифологический образ. Более того, эти факты не только полностью разбивают позиции скептиков относительно Иисуса, они также ограничивают возможности тех, кто, подобно «Нью Эйдж», пытаются представить Иисуса таким, каким они хотели бы Его видеть. Жизнь Иисуса, описанная в Библии, тесно связана с местом и со временем; Он был евреем, жившим в первом веке в Палестине, и наше представление о том, кем Он был – и кто Он есть, – должно опираться на библейское свидетельство.