Мир, в который пришел Иисус, был ознаменован непрекращающейся борьбой народа Божьего с враждебными ему силами и его неиссякаемой надеждой на исполнение обетований Божьих и Божье вмешательство. Новый Завет повествует о том, что вмешательство Божье началось с рождения в этом мире Младенца.
Рождение Иисуса описано только в двух Евангелиях – от Матфея и от Луки.
Евангелие от Луки начинается с рождения Иоанна Крестителя. Родители Иоанна были уже немолоды и все еще бездетны. Имя его отца, священника, – Захария, матери – Елисавета. Архангел Гавриил пообещал Елисавете, что молитвы ее услышаны и ответом на них будет рождение ею сына. Из слов Гавриила и обетований, полученных самим Захарией, известно, что этот мальчик, Иоанн, должен был вырасти необыкновенным человеком – он должен был стать тем, кто приведет людей снова к Богу. В Израиле уже в течение четырехсот лет не было ни пророков, ни пророчеств, и новость, что Бог снова будет говорить Израилю, оказалась неожиданной. Потрясающим было не только обетование в отношении самого Иоанна – еще в большей степени поражало то обстоятельство, что его служение должно предвозвестить приход кого-то другого, более великого.
Далее Лука пишет, что шесть месяцев спустя, в Назарете, селении в Галилее, этот же архангел явился Марии – девушке, которая была обручена с мужчиной по имени Иосиф. Гавриил сообщил Марии, что она будет беременна сыном, имя которому Иисус, и пообещал: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца». Мария удивилась: как такое может случиться, если она не замужем. Гавриил ответил ей: «Дух Святый найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».
Матфей в своем Евангелии рассказывает, как архангел явился Иосифу и сообщил ему, что дитя, которое носит Мария, зачато Духом Святым и что этого ребенка следует назвать Иисусом, «ибо Он спасет людей Своих от грехов их».
Иисус, или Иешуа, было в те времена популярным именем, поскольку означало «Господь спасает», а также еще и потому, что это имя носил великий герой и полководец Ветхого Завета, завоевавший землю обетованную для народа Божьего. Матфей же в своем Евангелии дает удивительное разъяснение: Иисус – это Эммануил, что означает «С нами Бог».
Начальные главы Евангелий от Матфея и Луки содержат много ссылок на Ветхий Завет. Этим Евангелисты напоминают нам, что в Иисусе ветхозаветная история обрела свое продолжение и логическое завершение. Иногда Новый Завет пытаются представить, как нечто, отменяющее Ветхий, как если бы Бог отказался от плана «А» и, решив начать все заново, перешел к плану «Б». В действительности все обстоит иначе: Новый Завет рассматривает Иисуса не как отрицание Ветхого Завета, но как исполнение его. Эта связь с Ветхим Заветом также указывает: чтобы полностью понять, Кто такой Иисус, необходимо знать, что происходило до Него.