Говоря об истории еврейского народа, мы упомянули о некоторых ключевых моментах еврейских верований и обычаев, которых евреи придерживались во времена Иисуса. Если мы хотим понять Евангелия, нам необходимо кое-что знать о том, что составляло основу еврейской веры.
Бог

Самая отличительная черта еврейской веры – иудаизма – состоит в том, что она признает только одного Бога. Этот Бог – Иегова – был единым всеобъемлющим Богом, с безграничной волей и властью. В то время как греки и римляне поклонялись многим богам, для иудеев догмат о едином и всеобъемлющем Боге был основным и принципиальным. Этот догмат служил источником конфронтации, в частности с римлянами, которые решили было, что их императоры наделены божественной природой и достойны поклонения.

Но, невзирая на свою веру в единого Бога, евреи во времена Иисуса активно исследовали вопрос: каким образом Бог связан с миром, который Он создал. Божья мудрость, Божий Дух и Божье Слово рассматривались как альтернативные возможности, которыми мог воспользоваться невидимый и всемогущий Иегова для связи с миром. Этот вопрос вызывал живейшие дискуссии, и сами эти дискуссии уже содержали намек – не более – на то, что Божье единство может оказаться не таким однозначным, как представлялось. И все же, по мнению евреев, пропасть между Богом и людьми оставалась.

Слово Божье

Иегова был Богом, который обращался к Своему избранному народу. Все, что Он говорил, было изложено в Законе, который был, буквально, бесценным. К Закону относились как к совокупности всей мудрости, его заучивали наизусть, читали вслух, защищали и обсуждали. Во времена Иисуса глубина преданности евреев Слову Божьему была просто невероятной: считалось абсолютно нормальным помнить наизусть все книги Ветхого Завета.

Храм Божий

Иерусалимский храм играл ключевую роль в религиозной жизни большинства современников Иисуса, особенно проживавших в Палестине. Ирод Великий перестроил его и придал блеск и величие его архитектуре. Храм был местом, где очищались от грехов, чтобы предстать перед святым Богом. Храм был духовным центром мира, точкой, где небо встречалось с землей, и местом, где обитал Бог.

Однако несмотря на всю важность храма, во времена Иисуса существовало общее мнение, что дела обстоят не так хорошо, как хотелось бы.

Храмовая администрация была поражена коррупцией, а вся храмовая система превратилась в механизм для добывания денег. Одни иудеи полагали, что храм нуждается в очищении, другие шли дальше и утверждали, что его вообще следовало бы разрушить. Среди множества надежд, возлагаемых на Мессию, была надежда, что он восстановит прежнее значение храма и обновит его.

Ритуальная чистота

Особое значение иудейская вера придавала такому понятию как ритуальная чистота. Это означало: чтобы предстать перед Богом, необходимо быть не оскверненным, чистым и незапятнанным. И хотя современному западному человеку очень нелегко понять, что являла собой ритуальная чистота, тем не менее, мы не можем пренебречь этой составляющей иудейской религии, поскольку на нее имеются ссылки в Евангелиях. К слову, полный отказ первых христиан от ритуальной чистоты явился едва ли не главной причиной отмежевания христианства от иудаизма.

Ритуальная чистота не привилась к христианству, зато очень хорошо прижилась к исламу. На западе представление о чистоте обычно связывают с гигиеной. Однако в еврейской культуре понятие «чистота» и состояние «быть чистым» к гигиене никакого отношения не имели, а были самым тесным образом связаны со святостью. По мнению иудеев, абсолютно все подразделялось на «чистое» и «нечистое». Чтобы не лишиться ритуальной чистоты перед Богом, необходимо было избегать контактов с тем, что являлось «нечистым», но если контакт все же происходил, требовалось очищение.

Закон четко и подробно разъяснял все, что касалось очищения. Человек становился нечистым, если совершал недостойные поступки (такие, например, как прелюбодеяние или кровосмесительная связь), прикасался к мертвому телу, употреблял в пищу мясо «нечистых» животных, страдал от определенных физических недомоганий и так далее. Одним словом, понятие «нечистота» подразумевало соприкосновение с кем-либо, кто был «нечистым». В некоторых случаях от нечистоты можно было уберечься (например, употреблять только кошерную пищу), однако имелись ситуации, которые неизбежно влекли за собой ритуальную нечистоту (рождение ребенка или приготовление умершего к погребению). Неизбежная нечистота никого не покрывала позором, в таких случаях ее констатировали как факт, имеющий место быть. Но как только человек становился ритуально нечистым, он должен был незамедлительно очиститься, для чего необходимо было совершить предписанный случаю ритуал очищения, часто этот ритуал предполагал церемонию омовения.

Следствием всех этих предписаний – а они охватывали все сферы жизни – явилось то, что люди постоянно были озабочены проблемой святости. Ритуальная чистота, ее соблюдение, требовала полной обособленности от тех, кого называли язычниками. Правила, определявшие, что является «чистым», а что таковым не является, можно сравнить с рядами барьеров, воздвигнутых вокруг зоны абсолютной святости. За этими барьерами лежала вся скверна и нечистота языческого мира; внутри простиралась чистота народа Божьего. В центре этой «чистой» зоны находилось место, в котором обитал Сам Бог, – храм. Градация святости не заканчивалась стенами храма – она продолжала возрастать и в стенах дома Божьего, обретя зримое выражение в завесах, отделявших Святое святых от просто святого пространства, и достигала апофеоза в ковчеге Завета. Только первосвященник, после полного очищения, мог войти за завесу – в Святое святых, – и оказаться в присутствии Божием перед ковчегом Завета, в самом сердце храма.

Суббота

Один день недели (суббота) почитался святым днем – шаббат. В этот день запрещено заниматься любой работой, и даже нетрудовая деятельность была запрещена. Соблюдением шаббата евреи в очередной раз подчеркивали, что они – народ Божий. Если предписания о ритуальной чистоте выражали их своеобразное отношение к окружающему миру, то предписания о шаббате показывали, что евреи имеют также и свое, особое, представление о времени.

Праздники

Еврейский календарь содержал немало важных праздников, которые рассматривались не просто как время для торжественных семейных трапез, но и как напоминание о великих событиях еврейской истории. Четыре главных еврейских праздника упомянуты в Евангелиях.

• Праздник Пасхи (Песах), который отмечается в марте или апреле в память об освобождении израильтян из египетского рабства и об исходе из Египта.

• Праздник Пятидесятницы (Шевиот) наступает через пятьдесят дней после Пасхи. Он связан с первой жатвой и его празднование предписано Законом.

• Праздник Кущей (Суккот) наступает в октябре и отмечается как напоминание о сорока годах, проведенных израильтянами в пустыне.

• Праздник Очищения (Ханукка) празднуется в конце ноября или в декабре и связан с очищением храма в 165 г. до н. э, во времена освободительной войны под предводительством Макковеев.

Все эти праздники следовало отмечать в иерусалимском храме. Особенно это касалось Пасхи, для которой требовалось заклание жертвенного ягненка. Праздники служили для людей напоминанием, кто они, чего они придерживаются и на что надеются.

* * *

Во времена Иисуса, всякий, кто общался с евреями, особенно это касалось Палестины, очевидно, находил их веру обременительной, непонятной и интригующей. Надо полагать, многих раздражала исключительность евреев и их убежденность в том, что все язычники являются нечистыми по определению. Еврейские законы о ритуальной чистоте, о пище и предписания о шаббате способны были обескуражить любого. Язычников поражало отсутствие идолов и простота (и логичность) единобожия – поклонение одному Богу выглядело куда привлекательнее греческих и римских культов со множеством богов и богинь.

Однако, обращаясь к иудейской вере времен Иисуса, мы не должны терять из виду вопрос, являвшийся для нее центральным. Иудаизм базировался на идее особого, святого народа, который живет по иудейским законам, живет на земле обетованной и над которым царствуют иудейские цари. Это не модель теократического государственного устройства. Царство, о котором мечтал еврейский народ, должно было охватывать все сферы жизни, пребывающей под святым Божьим руководством.

Такой была мечта. Реальность выглядела иначе.

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: