Двойная опасность, исходившая от греческой культуры и римской власти, породила кризис в иудаизме. Стало невозможным дальнейшее выполнение Закона на земле, принадлежащей римлянам и пребывающей под влиянием греков. Как народу оставаться святым, если его развращают власть и культура не святых язычников?!
Ко времени Иисуса существовало немало способов борьбы с кризисом. Один из них заключался в сепаратизме – то есть в стремлении максимального отдаления от непосредственного окружения. Такой политики придерживались фарисеи – группировка, хорошо высветленная в Евангелиях. Фарисеи представляли те силы в иудаизме, которые фокусировали внимание на ритуальной чистоте и скрупулезном соблюдении религиозной практики. Они дополнили написанный Закон неписаными традициями, так чтобы ни один аспект человеческой жизни не был обойден правилами и предписаниями. Фарисеи полагали, что если достаточное число людей будет в установленном порядке исполнять Закон Божий, Иегова будет удовлетворен и благословит весь народ.
У Иисуса было немало столкновений с фарисеями. Он подвергал их критике, поскольку видел, что великое множество их преданий и предписаний затемняет смысл Закона Божьего. Фарисеи, естественно, возмущались Иисусом, который вкушал пищу с людьми, которых они считали нечистыми. Они также были недовольны тем, что Он позволяет себе отпускать людям грехи. Однако Евангелия не изображают фарисеев в однозначно негативном плане. Так, например, фарисей по имени Никодим оказался весьма восприимчивым к тому, что говорил ему Иисус.
Следующий способ преодоления кризиса в иудаизме заключался в уступках. Это была политика, проводимая саддукеями – группировкой, которую фарисеи рассматривали как своих основных противников. Нам мало что известно о саддукеях, однако мы знаем, что они занимали более высокую, по сравнению с фарисеями, ступень на социальной лестнице, пребывали в Иерусалиме и сохраняли контроль над храмом, обеспечивавший солидный доход. Саддукеи принимали только пять первых книг Ветхого Завета и не признавали ни одной из пророческих книг, добавленных к Торе. Саддукеи с большой осторожностью относились к идее, что Бог намерен послать Мессию, чтобы спасти Свой народ, отчасти потому что они не верили пророчествам (в том числе и о Мессии), а также потому, что, будучи аристократами, не принимали ничего, что могло повлечь за собой смену власти. Именно саддукеи лучше всех прочих находили общий язык с римлянами.
Третьей возможностью для иудаизма – в Палестине эпохи Иисуса – являлось восстание против римлян. Немало организованных групп и отдельные люди верили, что только повторение опыта освободительной войны Маккавеев позволит радикальным образом решить проблему римской оккупации. Наиболее известной организацией подобного толка были зелоты, которые сыграли едва ли не главную роль в войне против Рима в 66–70 гг. Хотя партия зелотов во времена Иисуса формально еще не существовала, однако имелось немало людей, которые признавали вооруженную борьбу как единственно возможный ответ Риму. Одним из учеников Иисуса был Симон Зелот, который до встречи с Иисусом, как и Матфей, занимался сбором податей (то есть служил римлянам). Учение Иисуса практически во всех своих аспектах противостоит идее восстания, и учение Его последователей, изложенное в новозаветных посланиях, не демонстрирует интереса к политическим проблемам.
Четвертым вариантом была изоляция. Именно такой выход нашли для себя ессеи, о которых, правда, не встречается упоминаний на страницах Нового Завета, хотя они были современниками Иисуса. Ессеи в полном смысле слова отделили себя от общества, создали свое, замкнутое социальное образование и ожидали, чтобы Бог вмешался в дела Своего народа. Знаменитые Свитки Мертвого моря были написаны, или собраны, ессеями. Следует отметить, что во времена Иисуса подавляющее большинство людей – те, кого в Евангелиях называют «народом», «людьми» или «толпой», – вряд ли принадлежали к какой-нибудь из перечисленных группировок. Фарисеи и саддукеи презирали «народ земли той». Фарисеи также полагали, что простые люди не в состоянии соблюдать Закон так глубоко и всеобъемлюще, как этого требовали они, фарисеи. Саддукеи же, как истинные снобы, презирали всех и вся.
Несложно представить, как жили простые люди. Невзирая на разгул коррупции и растущие поборы они, как могли, отмечали праздники, старались (не без провалов) содержать себя в ритуальной чистоте и с надеждой смотрели в будущее, ожидая давно обещанного Мессию. Вокруг них царила полная неразбериха. Если попытаться несколькими словами охарактеризовать их мироощущение, лучше всего, пожалуй, подойдут замешательство и непонимание.
Мировоззрение «простых людей» интересует нас по двум причинам. Во-первых, большая часть учеников Иисуса были такими людьми, и они с воодушевлением встретили Его. Во-вторых, большинство из нас также соотносит себя с такими людьми, нам тоже знакомо их замешательство и растерянность, и они гораздо ближе нам, чем фарисеи и саддукеи.
* * *
На одном из заседаний ООН по южному Ливану прозвучали такие слова: «Если вы понимаете, что там происходит, в кратком отчете нет необходимости». Эти же примерно слова, но на латинском языке, звучали и две тысячи лет назад – за тысячи километров от штаб-квартиры ООН, в резиденции Понтия Пилата. Мир во времена Иисуса являл собой сложное и чуждое нам сплетение культур, верований, политики и военной силы. Но если вы оглянетесь назад, сквозь все незнакомые термины и непонятные концепции, вы увидите нечто, присущее и нашему сложному и запутанному миру.