«И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и воскорбел в сердце Своем»
(Бытие 6:6).
Как можно объяснить этот трудный стих?
Во-первых, давайте рассмотрим, чего этот отрывок не может значить. Он не означает, что Бог сотворил человеческий род, ожидая от него верности, но затем, в конечном итоге, человечество сбилось с истинного пути. Господь был разочарован и поэтому пожалел, что сотворил нас. Это не может быть значением данного стиха по следующим причинам.
(1) Бог всеведущ; это означает, что Он знает все. «Велик Господь наш и велика крепость Его, и разум Его неизмерим» (Псалом 146:5). Если разум Господа безграничен, то наверняка до сотворения человека Он знал, что произойдет грехопадение.
(2) Об этом далее свидетельствует и тот факт, что замысел спасения появился до сотворения человечества. Павел утверждает, что Бог «избрал нас в Нем [во Христе] прежде создания мира» и что наше искупление было «Кровию Его [Христа]» (Ефесянам 1:4,7; срав. (1 Петра 1:2; (Откровение 13:8). Так как жертва за грехи человека стала известной еще до того, как был сотворен этот мир, из этого непременно следует, что наш Создатель знал о предстоящем грехопадении человека задолго до того, как в Едемском саду оказались Адам и Ева.
Как же тогда следует объяснить Книгу Бытия 6:6? В Библии есть несколько фигур речи, которые приспособлены к человеческому уровню восприятия. Одна из них — антропоморфизм («образ человека»), при использовании которого Богу приписываются физические черты, например, очи Господа (1 Петра 3:12), мышца Господня (Иоанн 12:38) и т.п. Эти образы описывают бдительность Бога и Его силу. Есть еще одна фигура речи, называемая антропопатизм («чувство человека»), при использовании которого иногда Богу приписываются человеческие эмоции. Следовательно, сказать, что Бог «раскаялся» или «воскорбел», это попросту символический способ выразить то, что поведение человека не соответствовало Богом данному мерилу. Подчеркните слова «раскаялся» и «воскорбел» и на полях напишите: Человеческие эмоции образно приписыгваются Богу.