Десятая глава Книги Иисуса Навина содержит повествование о великой битве между сынами Израиля и язычниками-аморреями. Господь вмешался и бросал огромные камни с неба, убившие множество врагов. По мере разворачивания битвы, когда понадобился дневной свет для ее завершения, Иисус Навин молился: «Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!» (ст. 12). И солнце стояло неподвижно, и луна остановилась, пока не закончилась битва (ст. 13). Здесь следует отметить, что выражение «остановилось солнце» описывает необычное явление. То есть, с нашей точки зрения, солнце выгглядит движущимся, поэтому мы обычно употребляем такие выражения, как «восход солнца» или «заход солнца», не теряя при этом научной достоверности. Таким образом, подчеркните слова «остановилось солнце» и на полях страницы сделайте пометку: Описание необыгчного явления. Ошибки нет. Но что же в точности там произошло? Случилось ли чудо, или есть какое-то естественное объяснение этому событию?
Авторы либерального направления полагают, что это выражение чисто поэтическое. То есть, в соответствии с этой точкой зрения, не было никакого чуда. Этого вполне можно ожидать от модернистов. Другие, допуская вмешательство Бога, считают, что это чудо включало в себя преломление света, так что в движении земли на самом деле не произошло перестройки. Таким образом, это чудо оказывается событием местного значения, схожим с наказанием тьмой в Египте непосредственно перед исходом (срав. Джон Дэвис и Джон Уитком, «История Израиля», A History of Israel, стр. 66-70). Однако традиционные взгляды состоят в том, что продолжительность этого дня в древности на самом деле увеличилась благодаря задержке во вращении земли вокруг ее оси. Профессор Леон Дж. Вуд показал, что только эта последняя точка зрения справедливо передает значение слов священного текста. Он утверждает, что выражения «остановилось солнце», «стояла» и «не спешило к западу» (ст. 13) «несомненно означают изменение в направлении движения» (A Survey of Israel’s History, стр. 148). Тот факт, что «не было такого дня ни прежде ни после того», как представляется, действительно указывает на уникальность этого дня, в то время как в Писании есть другие примеры сверхъестественного управления светом в небольших масштабах (см. (Исход 10:21-23; (4 Царств 20:10,11; срав. (2 Паралипоменон 32:24-31). В любом случае, консервативные исследователи соглашаются в том, что это обстоятельство включало в себя подлинное чудо, а не простое поэтическое описание великой победы. Отметьте выражения в стихах 13,14, упомянутые выше, и на полях напишите: Это не поэзия; это настоящее чудо.