Старинные записи сообщают нам:
«Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.
Он отвечал им: кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.
Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: «возьми постель твою и ходи?»
Исцеленный же не знал, кто Он; ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.
Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему. вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже.
Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу»
(Иоанн 5:9-16).
Согласно закону, данному Моисею, пророку Бога, одна из десяти Его заповедей говорит:
«Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих»
(Исход 20:8-10).
Всемилостивый Бог Отец завещал человечеству и даже домашним животным сохранить один из семи дней недели для полного отдыха. День этот называется субботой. В этот день отдыха человек может найти радость в поклонении Богу и в своей семье. Закон этот имеет отношение и к слугам, членам семьи, и посетителям, и гостям, и даже к животным.
Современные медицинские исследования говорят, что паузы в обычном жизненном ритме действительно необходимы. Даже земля нуждается в отдыхе — фермеры хорошо знают, как важен севооборот.
Многие, утверждающие, будто они верят в Бога, тем не менее не соблюдают этого принципа — сами не имеют полного отдыха и не дают его другим, но открывают магазины, пашут семь дней в неделю, а служащие их не могут отдохнуть полных 24 часа. Почти во всех странах дается один день в неделе для отдыха. Иисус учил, что суббота была установлена для пользы человека.
Гонение и преследования, которым подвергся Иисус за то, что исцелял больных в субботу, были вызваны буквальным пониманием узаконенной в то время интерпретации общеизвестного закона. Служителей еврейской религии больше всего интересовала буква закона — соблюдение каждой буквы закона, нежели его принципиальная сущность.
Другой подобный случай произошел, когда Иисус появился в синагоге в субботу.
В Писании говорится:
«Там был человек, имевший иссохшую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его,
Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на середину. А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали.
И воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая. Фарисеи, вышедши, немедленно составили сиродианами совещание против Него, как бы погубить Его»
(Марк 3:1-6).
Иисуса глубоко опечалила такая бездушность людей, препятствующих исцелению человека из-за формального толкования законов религии. Он знал, что Отец Его, любящий всех страждущих, никогда не утверждал, что даже такой мудрый закон, как соблюдение субботы, должен выполняться бездушно и слепо.
Таким образом, Он вступил в конфликт с существующими религиозными понятиями. А в первую очередь это был конфликте лидерами жестокосердными, имевшие контроль над человеческими жизнями и судьбами.
С больным, лежащим беспомощно возле источника Вифезда, дальше произошло следующее: после того, как исцеленный сказал, кто был его спасителем, евреи собрались вокруг Иисуса и начали с Ним спор. Иисус сказал им:
«Отец Мой доныне делает, и Я делаю. И еще более искали убить Его иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу»
(Иоанн 5:17-18).
То, что Иисус постоянно употреблял слово Отец, говоря о Боге, вызывало у религиозных евреев особое раздражение и возмущение. Жестокость и ненависть толкали их уничтожить Иисуса, убить Его.
Но по мере того, как история жизни Иисуса будет развертываться дальше, читатель, заинтересованный личностью Христа и тайной Его отношения к Богу, поймет, почему Иисус называл Себя Сыном Человеческим и Сыном Бога. Ближе к концу этой книги вопрос этот объясняется более детально.