Первая притча, рассказанная Иисусом, чтобы объяснить людям ищущую любовь Бога, была притча о потерявшейся овце.
Он сказал:
«Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А нашед возьмет ее на плеча свои с радостью; и пришед домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною, я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии»
(Лука 15:4-7).
Иисус учит этой притчей важным вещам: Бог, всемогущий создатель всего на земле, проявляет интерес к каждому, включая и грешника. Его интерес такой же, как у пастуха, стерегущего стадо, к каждой Заблудшей овце. Пастуху все овцы одинаково дороги, поэтому он готов оставить 99 других, чтобы пойти на поиски одной заблудшей, пока не найдет и не вернет ее.
Другая истина в том, что Бог рад, когда хотя бы один грешник раскается, и сердце его вернется к вере в Бога.
Иисус пришел в мир, чтобы спасти грешников.
Вторая притча была о потерянной монете. Иисус сказал:
«Или какая женщина, имеющая десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет? А нашедши созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною, я нашла потерянную драхму.
Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся»
(Лука 15:8-10).
Потерянная монета найдена, и вот уже зовут соседей и друзей, чтобы порадоваться вместе. Иисус и этим примером подчеркивает, какая радость для Бога отыскать и вернуть хотя бы одного потерявшегося в грехе человека.
Третья иллюстрация состоит из двух частей. В ней два типа людей представляют собой отошедших от Бога людей. Иисус рассказал следующее:
«У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей той страны, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Пришед же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и перед тобою, и уже не достоин называться сыном твоим,, прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился, и побежав пал ему на шею и целовал его.
Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже не достоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги, и приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться, ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле, и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
Он осердился и не хотел войти. Отец же его вышед звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими, а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся»
(Лука 15:11-32).
Первый сын ничем не отличается от теперешних молодых людей, которые отправляются в города и быстро там теряют ориентир, попадают в дурные компании и лишаются в конечном итоге средств к существованию. Ведя греховную жизнь, они постепенно начинают страдать от разочарования и безнадежности, и, наконец, начинают понимать степень своего греха: «Отче!» — восклицают они в конце концов — «Я согрешил против неба и пред тобой» (Лук. 15:21). Потом они возвращаются домой к семье и Небесному Отцу. Отец семейства радуется так же, как Бог, принявший к Себе сына или дочь, совершивших первые шаги раскаяния.
Другой сын — эгоистичен, его обижает, что отец с такой радостью встречает брата. Он пытается охарактеризовать брата самым дурным образом, доказывая отцу, что его не следовало бы принимать в дом.
Иисус этим примером дает понять, что такая самоправедность не доставляет радости Богу. Мы должны всегда искренне радоваться, когда кто-нибудь меняет дурную жизнь на хорошую и честную, с кем бы такая перемена ни случалась.
Фарисеи и книжники, осуждающие Иисуса за то, что Он ел вместе с грешниками и мытарями (многие из которых вскоре раскаялись и поверили в Бога), были очень похожи на старшего брата этой поучительной истории.
Точно так же поступают теперь многие религиозные лидеры с теми, кто хочет верить в Иисуса в наши дни.