П осле сорока дней поста Иисус вернулся к толпам людей, по-прежнему собирающимся слушать проповеди Иоанна.
В это время из Иерусалима прибыли специально посланные властями священники и левиты, чтобы задать Иоанну тот же вопрос, который интересовал и толпу слушающих его. Они спросили Иоанна, кто он. Тот ответил прямо и искренне:
«Я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исайя.
А посланные были из фарисеев; и они спросили его: что же ты крестишь, если ты не Христос, ни Илия, ни пророк?
Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете: Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня; я не достоин развязать ремень у обуви Его»
(Иоанн 1:20-27).
Характер Иоанна отличается скромностью и стремлением держаться в тени. Он был действительно Божьим человеком, полностью посвятившим себя выполнению своей части великого плана Господа. Он не искал славы себе и говорил об Иисусе:
«Ему должно расти, а мне умаляться»
(Иоанн 3:30).
Только великие люди бывают так просты и скромны. Величие Иоанна — в его светлом понимании своей роли и функции. Он был провозвестником пришествия Спасителя.
На следующий день после вопросов священников —
«…видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира… я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем; я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: «на кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым»; и я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий»
(Иоанн 1:29-34).
Иоанн, возможно, сам понимал враждебное отношение к нему властей. И в скором времени его действительно арестовали.
Время пришло, чтобы более ясно указать на Спасителя. Несколько учеников Иоанна присоединились к Иисусу.
На другой день, то есть после того, как Иоанн ответил священникам, он стоял с двумя своими учениками и вдруг заметил идущего Иисуса. Иоанн сказал тогда:
«Вот Агнец Божий. Услышавши от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно?
Они сказали Ему: Равви, — что значит: «учитель», — где живешь? Говорит им: пойдите, и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет, и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа. Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит «Христос». И привел его к Иисусу»
(Иоанн 1:35-42).
Андрей и Петр пришли из той же провинции Галилеи, что и Иисус. Молодых людей привлекла смелая проповедь Иоанна. Они были рыбаками, жили в Вифсаиде, возле Галилейского озера.
Иисус решил оставить Иоанна и отправиться на север в Галилею.
В это время к ним присоединился и Филипп, который также жил в Вифсаиде. Иисус пригласил его следовать за Ним. Все вместе они прошли 128 километров, отделяющих их от Назарета, оставив Иоанна продолжать проповедовать перед народом.