Иисус теперь пустился в путешествие по тем городам и селам, где 70 учеников приготовили Ему путь.
Однажды во время учения «…один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился, и подошед перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостинницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостинницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же»
(Лука 10:25-37).
В этой притче Иисус затрагивает несколько важнейших вопросов. Один из них — это любовь к Богу, которую Он считает неотъемлемой частью любви к людям. Многие говорят, что они любят Бога. Но проявляют ли они это на деле, когда их сосед нуждается в их участии и помощи? Может ли человек, не обращающий внимание на страдания и нужды своего ближнего, действительно любить Бога?
В этом поучительном рассказе о человеке, умирающем посреди дороги, участвуют, кроме него, еще трое. Официальные религиозные служители — священник и левит – не захотели ввязываться в историю, хотя они первыми должны были прийти на помощь пострадавшему. Третий человек, обнаруживший жертву преступления, не проехал мимо, а оказал ему помощь и тем самым спас его от смерти. Этот третий был самарянином. Слушатели притчи, в том числе знаток закона, задавший Иисусу провокационный вопрос презирали самаритян как людей, ниже себя стоящих, со смешанной кровью и странной религией.
Трудно было законнику признать истинно ближним презренного самарянина, поступок которого может лишь вызвать у каждого чувство благодарности. Иисус заканчивает эту историю замечательными, полными глубокого смысла, словами: «Иди и делай то же».
Большинство людей оказывают помощь ближним своим, подразумевая под этим словом родственников. Когда человек умирает, его друзья и знакомые не отказываются принять участие в погребальной процессии, но они уже ничем не могут помочь своему ближнему. Слишком поздно люди выказывают сострадание, а настоящая поддержка действует на этой земле, к сожалению, еще очень редко.
Иисус призывает уничтожить этот промежуток между голословным признанием религиозных идей и практической ежедневной заботой о людях, нуждающихся в ней, независимо оттого, кто эти люди.