Иисус сказал:
«Вышел сеятель сеять семя свое; и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и взошед засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и взошед принесло плод сторичный».
Затем Он добавил:
«Кто имеет уши слышать, да слышит» (Лука 8:5-8).
Далее Иисус дал объяснение притче:
«Семя есть слово Божие; а упадшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упадшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упадшее на добрую землю, это те, которые, услышавши слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении»
(Лука 8:11-15).
Поясняя в другой притче тайну Царства Божьего, Иисус сказал:
«Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем, и как семя всходит и растет, не знает он; ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе; когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва»
(Марк 4:26-29).
Созревание правды в уме во многом напоминает созревание плода. Если семена были посажены в надлежащее по сезону время, благодаря солнцу и воде произойдет чудо зарождения и произрастания — семя расцветет зелеными побегами и пустит корни. Составная часть ЖИЗНИ — дар Бога, жизнь вечная — проявляется там, где есть восприимчивость.
Иисус сказал:
«Чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные»
(Марк 4:30-32).
Подобными притчами Иисус старался постепенно раскрыть, показать человечеству, что собой представляет план Бога для всех людей на период истории, начинающийся приблизительно с наступлением нашей эры — почти две тысячи лет назад. Он указывал людям, что жизненные заботы и земные удовольствия могут заглушить семя.
В наши дни это особенно опасно для человечества. В городах и селах постоянная суета, бесконечные претензии близких или бездумные удовольствия не оставляют времени для внутреннего созерцания, и многие задушены светскими интересами и материальной озабоченностью. В некоторых случаях — боясь, например, потерять работу, или поддаваясь соблазну искушения — они предпочитают идти на компромисс со своей совестью.
Дальше Иисус продолжал так:
«Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницей плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
Пришедши же рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?
Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?
Но он сказал: нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы; оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою»
(Матфей 13:24-30).
Когда толпы разошлись после проповеди Иисуса, Он вошел в дом в Капернауме. Там ученики Его подошли к Нему и спросили Его:
«Изъясни нам притчу о плевелах на поле»
(Матфей 13:36).
Он сказал им в ответ:
«Сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это — сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему, как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!»
(Матфей 13:37-43).
Из этой притчи совершенно ясно, что Иисус, проповедуя, говорил о целом мире, а не только об одной особой нации. «Поле, — сказал Иисус, — это мир».
Сегодня мы думаем о всех народах, говорящих на различных языках — где бы они ни жили, на каком бы острове они ни обитали, на каком бы континенте они ни были: будь то Азия, Африка, Европа, Америки или Австралия.
Сердце Бога не знает такого национального различия. Дверь Его Царства остается всегда открытой для всех желающих войти туда, раскаявшись в своих грехах. Те, кто верят, становятся Его детьми.
Тем не менее Иисус серьезно предупреждал о существовании зла. Дети сатаны подобны сорнякам. Однако Бог умеет отличать, есть ли в человеке доброе зерно или его нет.
Далее Иисус еще вернется к этой теме и подробнее скажет о «жатве». Здесь Он об этом лишь коротко напоминает.
В конце этого века произойдет окончательное разделение между теми, кто прожил вопреки закону Бога, кто, живя на земле, только портил этот прекрасный мир, и теми, чья доброта будет сиять как солнце в Царстве их Небесного Отца.
Иисус добавил к сказанному еще две притчи.