Мы живем в промежутке между вознесением и возвращением Христа. Это эпоха Евангелия – время, данное для благовестия во всем мире и применения евангельских истин во всех областях жизни.
Через пророка Исайю Бог сказал: «Во время благоприятное Я услышал Тебя, и вдень спасения помог Тебе» (Исаия 49:8). Контекст данного пророчества Исаии (49:8 и дал.) говорит о юбилейном годе и восстановлении Израиля. Апостол Павел говорит, что ныне сбылось пророчество Исаии:
«Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения»
(2 Коринфянам 6:2).
Выражение «день спасения», как и «времена последние», указывает на период между первым и вторым пришествием Господа. В это время благодати воистину «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Иоиль 2:32; (Деяния 2:21; (Римлянам 10:13). Но призывать имя Господне надо сейчас, иначе будет слишком поздно. Памятуя слова своего Наставника о том, что день Его придет «как тать ночью», Церковь Христова со времен Павла поет о своей миссии:
«Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос»
(Ефесянам 5:14).
Осознание приближающегося конца и грядущего суда должно придать ощущение срочности и безотлагательности миссионерского служения Церкви. Писание не говорит о том, что возможность спасения будет даваться бесконечно, что будет некий второй, а то и третий шанс. Но те, кто верит в «восхищение Церкви» и «тысячелетнее царство», убеждены, что будет «новый век» и новые возможности спасения. Я еще коснусь этой темы позже.
Ныне день спасения. Ныне благодать Божья объяла весь мир; это время даровано для того, чтобы у каждого была возможность познать любовь Божью во Христе Иисусе. Бог «ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа» (Деяния 17:30-31). Этот Муж – Иисус. После сего дня спасения наступает день гнева Божьего.
Признаки пришествия Христа
Как сказано выше, Новый Завет говорит о том, что пришествие Христово близко (любой день может оказаться «оным днем»), что оно зависит от определенных условий (ему предшествуют некоторые события) и что точный день и час его неизвестен и не может быть никем вычислен и предугадан – даже Сам Христос не знает дня и часа Своего пришествия. Эти три признака указаны в Евангелиях и в посланиях апостолов Петра и Павла. Совершенно очевидно, что ранние авторы (как и их аудитория) не видели надобности приводить эти признаки в соответствие друг с другом.
Слишком многие пытаются составить некий график грядущих событий, основываясь на признаках пришествия Христа, выбирая эти «признаки» из одной эсхатологической речи Иисуса (Матфей 24; (Марк 13; (Лука 21) и из Второго послания кФессалоникийцам, где апостол Павел говорит, что прежде, чем придет Господь, должен быть явлен «человек греха, сын погибели».
В (Марк 13 и в схожих отрывках из других Евангелий говорится о том, как ученики вопрошали Господа, когда будет разрушен храм и какой будет дан признак «пришествия» Христа «и кончины века» (Матфей 24:3). Христос ответил им пророческой речью, основным историческим предсказанием которой выступают слова о разрушении Иерусалима и храма. В Евангелиях Матфея и Марка Христос описывает кончину мира и пришествие Сына Человеческого как продолжение национального кризиса. Это схоже с тем, как ветхозаветные пророки описывали будущее в понятиях, доступных для понимания их современников.
Эти слова Христа часто называют речью на Елеонской горе; она имеет для нас особую ценность. Здесь обещание конца подкрепляется предсказанием о судьбе храма. Разрушение Иерусалима в 70 г. н. э. ясно подтверждает, что все слова Христа о великих событиях будущего истинны.
Слова, сказанные Христом на Елеонской горе, знаменательны. Воистину, Господь не обещал Своим последователям счастливой и тихой жизни: войны, слухи о войнах, землетрясения, голод – всего лишь начало бедствий. Это общий обзор истории человечества и признаки приближения конца. Что же до Церкви Христовой, ей предстоит столкнуться с искушениями лжехристов и с ненавистниками истинного Христа. Ей суждено до самого конца претерпевать бедствия и преследования. И все же в этой речи Христа не указаны признаки, по которым можно точно вычислить «оный день».
Речь на Елеонской горе по сути не отличается от остальных проповедей Христа, обращенных к Церкви, живущей в промежутке между Его вознесением и вторым пришествием. Господь ободряет Церковь, чтобы она не страшилась, когда ей предстоит стоять перед земными судьями; в этих испытаниях должно полагаться на водительство Духа Святого (Марк 13:11). «Претерпевший же до конца спасется» (ст. 13). «Лжехристы… дадут знамения и чудеса… вы же берегитесь» (ст. 22, 23). Подобно тому как, глядя на деревья, мы узнаем конец весны и приход лета, так мы можем узнать приближения дня Сына Человеческого, когда увидим войны и землетрясения, разрушение Иерусалима, знамения на небе и на земле (ст. 29). «А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте» (ст. 37).
Есть разные виды дорожных знаков. Предупреждающие знаки говорят водителю о резких поворотах, выбоинах, перекрестках, ведущихся дорожных работах и препятствиях движению. Они предназначены для того, чтобы мы были осторожны и внимательны на дороге. Но есть и другие знаки, не предупреждающие, а информирующие нас о том, где мы находимся и сколько осталось проехать до ближайшего населенного пункта: «Вашингтон 150 миль», «Оттава 200 км».
Знаки, подаваемые нам Господом, поддерживают нашу бдительность и осторожность на пути и вселяют в нас уверенность. Однако некоторые расценивают эти предупреждающие знаки как знаки, информирующие о точном расстоянии до конечного пункта, и эти люди постоянно что-то вычисляют. В каждом поколении они пытаются исправить ошибки своих предшественников, вновь и вновь высчитывая километры и шаги, которые еще осталось пройти. Некоторые подобные календари и вычисления мы обсудим в следующей главе. И все-таки их формулы не работают; ведь данные нам знаки не говорят, когда придет Христос. Они просто говорят, что Он действительно грядет.
Между днем высадки и днем победы
Скорее всего, первым использовал следующий пример Оскар Кулман {Christ and Time, p. 84). Для меня это один из самых наглядных и понятных примеров, наверное, потому что во Вторую мировую войну мне самому довелось прожить время от высадки союзников в Европе до дня победы. В июне 1944 г. союзные войска высадились во Франции, на берегах Нормандии. Это был день высадки. Большой ценой была пробита брешь в «Атлантической стене» Гитлера, и войска союзников начали движение к Берлину, в сердце Европы. Мы понимали, что выиграна крупная битва; день высадки во многом ускорил исход войны. Но за ним последовали долгие дни и недели, когда думалось, что война почти за-кончилась; казалось невероятным, что нацисты могут продержаться больше месяца. А война тянулась еще долгих одиннадцать месяцев. Это бесконечно долгое, мрачное время мы, жившие на оккупированных фашистами территориях, страдали больше, чем прежде. Но 5 мая 1945 г. настало наше освобождение. Это был день победы – День Победы.
Мы знаем, что, когда Господь пришел в этот мир, когда Он умер, чтобы взять на Себя наше проклятие, и воскрес, дабы даровать нам новую жизнь, решающая битва была выиграна. Многие верили и говорили, что война скоро закончится, совсем скоро. Но первое пришествие Христа было всего лишь днем высадки. Мы знаем, что день победы неминуем, но не ведаем, когда он настанет. И подобно тем, кому пришлось пережить мучения и мрак, прежде чем они смогли отпраздновать победу во Второй мировой, и сегодняшним христианам предстоит пережить долгое ожидание и нелегкие испытания, прежде чем взовьется стяг победы, уничтожится зло и наступит истинный шалом.
Сегодня неважно, знаем ли мы, сколько пройдет времени между днем высадки и днем победы. Важно то, чем мы заняты, как живем, доколе этот день не настал.