Премилленаризмом называют убеждение в том, что пришествие Христа предшествует Его тысячелетнему царству на земле (отмиллениум – «тысячелетие» и пре – «перед», «до». – Примеч. пер.). Отцом североамериканского премилленаризма считается Джон Нельсон Дарби (1800–1882), ирландский священник, один из ранних руководителей «Плимутских братьев». Быть может, вы никогда не слышали о Дарби, но если вам доводилось смотреть американские или канадские религиозные телепередачи или читать западную христианскую литературу, вы не могли не столкнуться с его последователями.
В свое посещение Северной Америки Дарби оказал влияние на многих, в том числе и на известного благовестника Дуайта Мооди. Библейский Институт Мооди в Чикаго остается пылким защитником премилленаристских убеждений. Однако сильнее всего Дарби повлиял на Северную Америку через Сайруса Ингерсона Скофилда. Скофилд тесно вплел взгляды Дарби на пророчество в канву своих комментариев и заметок, включенных в «Библию со справочным материалом Скофилда, версия короля Иакова» (AV/KJV). Первое издание было выпущено в 1909 г.; с тех пор эта Библия вышла миллионными тиражами и стала настольной книгой для многих. В 1967 г. специальный комитет подготовил исправленное издание, «Новую Библию Скофилда». В 1989 г. эта Библия появилась с текстом новой версии короля Иакова. Сейчас это Библия премилленарных диспенсационалистов (диспенсационаписты – христиане, верящие, что история человечества разделена на некие этапы, диспенсации («распределение», «разделение»), и Бог на каждом этапе действует по-разному, с разной мерой благодати).
Что же касается Скофилда с его заметками, то он, может быть, иногда и ошибается, но никогда не сомневается. Это характерно и для его последователей. Абсолютная уверенность этих толкователей пророчеств в своих словах многих сбивает с толку.
Диспенсациональный премилленаризм нашел особую поддержку в Далласской богословской семинарии и у ее выпускников. Среди них широко известные авторы, продолжающие идеи Дарби и Скофилда, Льюис Сперри Чафер, первый президент этой семинарии (1924–1952), и ее второй президент Джон Волвурт (1952–1986), а также двое преподавателей семинарии: Чарлз Райри и Дж. Дуайт Пентекост. Далласская семинария подготавливает богословов для этого направления. Но популярное распространение этого течения североамериканского протестантизма происходило – и происходит до сих пор – благодаря библейским школам, конференциям, книгам и видеокассетам. С помощью этих материалов учителя строят схемы Божьего замысла, основанные на книгах Даниила, Иезекииля, Захарии и Откровение. На этих схемах указаны возвращения (во множественном числе!) Господа, различные воскресения мертвых, пять судов и семь эпох-диспенсаций. И они учат, что время восхищения истинной Церкви очень близко.
Многие евангельские проповедники, выступающие по радио и телевидению, так или иначе, впитали в себя дарби-скофилдскую богословскую систему. Доколе они воздают хвалу Господу и проповедуют Евангелие, Бог им в помощь. Но когда они начинают во время проповеди толковать мировые проблемы в свете того, «что должно случиться, согласно библейским пророчествам», они выставляют всю Церковь в дурном виде.
Нынешние сторонники пророческих предсказаний
Всем людям свойственно любопытство, и каждому хотелось бы проникнуть в тайны будущего. Это заставляет многих раскошеливаться перед ясновидящими, хиромантами, экстрасенсами и астрологами. Христиане, шествующие по стопам Дарби и Скофилда, считают изучение библейских пророчеств неким христианским эквивалентом гадания. Далее, в гл. 10, мы увидим, что относиться к библейским пророчествам подобным образом – значит пренебрегать их истинным смыслом.
Вряд ли какой-то автор, пишущий на тему предсказаний и пророчеств, добился большего успеха, чем Хол Линдси. Его книга «Ныне покойная, великая планета Земля» увидела свет в 1970 г.; она побила много рекордов, но ничего нового в ней нет. Это популярное журналистское изложение того, что автор узнал в Далласской богословской семинарии. Издательство «Зондерван» в 1996 г. сообщило, что тираж этой книги составил одиннадцать миллионов экземпляров. Помимо этого, на волне успеха книги вышли в свет руководства по изучению этой книги в группах, комиксы и фильмы. Книга была переведена на многие языки.
Линдси, работая над книгой совместно с Кэрол Карлсон, вполне сознательно выдвинул предположение о том, что библейские пророки – самые надежные предсказатели будущего. В отличие от предсказаний Джин Диксон , ряд пророчеств из книги Исаии сбылись с точностью до мелочей, утверждал Линдси. Триста подробных предсказаний уже исполнились, а другие вот-вот воплотятся. Поэтому, убеждает читателей Линдси, надо бросить астрологию и приняться за изучение Библии.
Но далее Писание в его книге потихоньку отходит в тень. Бог, говоривший прежде через ветхозаветных пророков и провидцев, а в последние дни говорящий через Сына Своего (Евреям 1:1), в книге Линдси мало что говорит «в Сыне»; здесь появление Сына Божьего во плоти служит только для того, чтобы доказать, что пророки – надежные предсказатели, а значит, Линдси в своих словах опирается на надежный источник. И он точно знает, о чем говорили пророки, – о кровавом конце истории нашей планеты.
Линдси, как и сотни других, что пытались написать бестселлеры после него, суть диспенсационалисты в стиле Скофилда иДарби. Среди всего, что написано о последних временах в США и Канаде, они прочно заняли первое место. Удел всех остальных – реагировать на уже написанное. Поэтому прежде, чем я изложу вкратце их представление о «Божьем плане действий в последнее время», необходимо уделить внимание некоторым основам и слабым местам премилленаристского диспенсационализма.
Некоторые из основ диспенсационализма
Сторонники этого направления учат, что историю отношений между Богом и родом человеческим можно разделить на семь периодов, в каждом из которых Господь по-разному испытывает людей. Кратко назовем следующие периоды:
• Невинность – рай
• Совесть – от грехопадения до потопа
• Правление человека – от Ноя до Вавилона
• Обетование – от Авраама до Египта
• Закон – от Моисея до Иоанна Крестителя
• Благодать – период Церкви
• Царство – миллениум, тысячелетнее царство
Однако подобное деление истории на семь этапов перестало быть основным предметом спора, и даже противопоставление эпохи Моисея как «закона» евангельскому веку как эпохе «благодати» перестало быть камнем преткновения в разговорах между сторонниками и противниками диспенсационализма. Но было время, когда в пылу споров по этим вопросам было сломано немало копий. Хотя следует отметить, что Библия Скофилда издания 1967 г. учит, что «признание существования диспенсаций можно считать высоким достижением с той оговоркой, что мы признаем, что на протяжении всего Писания есть лишь одно основание для спасения – благодатью через веру» (New Scofield Study Bible, p. xi).
Итак, в чем же отличительная черта диспенсационализма? «Суть диспенсационализма – в разграничении между Израилем и Церковью» (Charles С. Ryrie, Dispensationalism Today, p. 47).
Диспенсационалисты утверждают, «что есть два народа Божьего, для которых Богом уготованы разные судьбы: теократическая и земная – для Израиля, духовная и небесная – для Церкви» (George Е. Ladd, The Last Things, p. 9).
По их мнению, ветхозаветные обетования, данные Богом Аврааму и Давиду, не исполняются в эпоху Нового Завета; на самом деле в Ветхом Завете и представления нет об эпохе Церкви. «Нынешний век существует как бы в скобках. Эта эпоха не была предсказана Ветхим Заветом, и, следовательно, она не воплощает его замыслы и не способствует их исполнению» (John F. Walvoord, The Millennial Kingdom, p. 231). Церковь как тело Христово, где евреи и язычники объединены как равные, является «тайной», которая «не стала явной», будучи «сокрыта в Боге», доколе она не открылась через апостола Павла (там же, р. 232–237). «Для премилленаризма важен очевидный вывод: раз нынешнее общение Бога с Телом Христовым, Церковью, не исполняет Его обетования о Царстве, то исполнение этих обетовании должно произойти в будущем» (там же, р. 237).
Здесь подразумевается, что буквальное исполнение обетова- ний произойдет, когда Израиль обратится к Богу и будет превознесен над всеми народами, а Христос будет править в Иерусалиме тысячу лет.
Те из нас, кто не знаком с подобным прочтением Библии, будут поражены, услышав, что Новый Завет не исполнил ветхозаветных пророчеств. Мы возразим: «А разве Мария, Захария и Симеон не славили Бога за исполнение обетований, данных Аврааму и Давиду (Лука 1 – 2)? Разве Иоанн Креститель и Иисус не возвестили Царство Божье? Разве Сам Господь не говорил, что Отец послал Его «благовествовать Царствие Божие» (Лука 4:43)?»
Диспенсационалисты отвечают на эти доводы тем, что Христос предложил царство Израилю, но начальники израильские отвергли Его предложение. Они совершили непростительный грех, говоря, что Христос совершал чудеса силой Вельзевула, царя бесовского (Матфей 12:22–32). Это потребовало нового плана действий. Отвергнутый вождями израильскими, Христос обратился к тем, кто был Ему духовно близок: «Вот матерь Моя и братья Мои» (Матфей 12:49). Вместо того чтобы предложить земное (Давидово) царство Израилю, Он начал учить о скрытом царстве (см. притчу о семени: (Матфей 13), излагая основы «эпохи Церкви». В конце концов, отверженный Царь был распят. Более подробное описание этого учения изложено в комментариях «Новой Библии Скофилда» к (Матфей 4:17; 12:3, 18, 46; 21:4; книге Дж. Дуайта Пентекоста «Да приидет Царствие», гл. 18; а также в «Систематическом богословии» Льюиса Сперри Чефера (сокращенное издание, р. 366).
Диспенсационалисты учат, что обетование о восстановлении царства Давида не исполнилось, когда Господь умер за нас, – оно исполнится, когда Он вернется, дабы установить тысячелетнее царство Израиля. Чарлз Райри изложил это довольно сжато: «Можно избежать многих недоразумений, если помнить о простом сравнении: первое пришествие Христа связано с крестом, а второе – с Царством» (The Final Countdown, p. 23). Поэтому можно сказать, что в учении диспенсационалистов-премилленаристов есть благая весть и есть царство. Но у них нет Благой вести Царства.
Я обращусь к другим аспектам диспенсационализма чуть позже, в главах о тысячелетнем царстве и взаимоотношениях между Израилем и Церковью.
Что касается «непринятия» и «отсрочки» царства Давидова, то подобная гипотеза не может не навести нас на следующий вопрос: если бы евреи приняли Царство, была бы необходимость в кресте Христовом? Каково было бы его место в истории? (Oswald Т. Allis, Prophecy and the Church, p. 75). Чарлз Райри пытался разъяснить, преуменьшено ли значение креста, в своей книге «Диспен- сационализм сегодня» (р. 161 – 168). Как и следовало ожидать, он утверждает, что премилленаристы не преуменьшают, а наоборот, превозносят значение креста. «Распятие было так же необходимо для установления Царства, как и для построения Церкви» (там же, р. 165). Приятно слышать. Обычно премилленаристы рисуют наступление тысячелетнего царства образами воинственного Мессии, непохожего на евангельского Христа. Он побеждает в битве при Армагеддоне, а затем устанавливает Свое господство по всему миру, управляя всеми из Своей «штаб-квартиры» в Иерусалиме. Однако Райри и его коллеги не помогают нам понять, каким образом крест Христов соотносится с земным еврейским царством, которого они ожидают.
Приблизительно в течение последних пятнадцати лет начали выходить труды молодых ученых-диспенсационалистов о взаимосвязи между Израилем и Церковью. Авторы этого направления называют себя «прогрессивными диспенсационалистами». Они не отрицают, что многие ветхозаветные пророчества нашли свое воплощение в Церкви. Но все же, как утверждают прогрессивные диспенсационалисты, эти обетования исполнились еше не полностью. Стэнли Гренц из колледжа Риджент в Ванкувере (Канада) возлагает большие надежды на процесс, начавшийся в ученых кругах Далласской семинарии. «Поскольку прогрессивные диспенсационалисты работают над решением основной проблемы (связи между Израилем и Церковью), они представляют собой, по всей видимости, важный этап развития диспенсационализма в целом… Именно с этим, более осторожным направлением диспенсационализма связано будущее этого движения и его современный вклад в богословие евангельского толка» (The Millennial Maze, p. 125). Что ж, будем надеяться, что он прав.
Тем временем давайте рассмотрим календарь будущих событий, которые наши друзья-диспенсационалисты уверенно представляют как Божий замысел.