Практически каждая книга Нового Завета ссылается на второе пришествие Христа, за исключением двух коротких посланий Иоанна. Поскольку вера во второе пришествие Господа лежит в основе христианства, в душе каждого христианина должно жить ожидание Его пришествия. Каждый верующий, по определению, живет в нетерпеливом ожидании, живет надеждой. Новый Завет завершается обещанием «се, гряду скоро» и молитвой «Ей, гряди, Господи Иисусе» (Откровение 22:20). Церковь помнит это обетование, и молитва эта жива в ее сердце.
И Ветхий Завет пронизан нетерпеливым ожиданием. За грехопадением последовало первое обетование (Бытие 3:15). Не вечно человечеству быть обманутым сатаною; в битве с семенем змея семя жены победит. Призывая одного человека стать отцом всех народов, Бог пообещал, что через семя Авраама будут благословлены все племена земные (Бытие 12:3). И хотя со времен Авраама и доныне Божьи люди – странники на земле, горизонты их странствования озаряются Божьими обетованиями.
Господь заключил завет с освобожденными рабами, вышедшими с Моисеем из Египта (Исход 19,20). Они нарушили завет и были за это наказаны, но Богдан обетование нового завета (Иеремия 31:31). Израиль хотел царя и получил его, но, ослушавшись Господа, царь навлек беду на Израиль. Однако Господь обещал, что у Его народа будет иной Царь, благой и вечный (2 Царств 7:14, (Исаия 9:6,7, (Псалом 109:1). В великом гневе Бог допустил Ассирии и Вавилону поражать Божий народ и разрушить Его храм, но все-таки пообещал восстановить жизнь и землю и дать Израилю лучшее будущее.
Ветхий Завет завершается видением дня Господнего (Малахия 4). «Ибо вот, придет день, пылающий как печь; …взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его…» (Малахия 1–3). Тогда грешники будут попраны, а радость верующих будет велика. Вот что сказано об их радости в Писании: «Вы …выйдете и взыграете, как тельцы упитанные» (Малахия 2).
Верующие в Ветхом Завете жили надеждой на великое будущее, обещанное им свыше. В Новом Завете это будущее стало настоящим, но конец одной эпохи стал началом другой.
Незавершенное исполнение
С рождением Христа взошло солнце правды; в Нем воплотились чаяния Ветхого Завета. Но Новый Завет открыл и то, к чему Ветхий Завет не подготовил народ Божий: будет два прихода Господа, один – явление благодати, второй – явление славы. Сперва Христос пришел как слуга, «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Филиппийцам 2:8). Он умер, но и воскрес; и «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено… и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Филиппийцам 2:9– 11). Сегодня мы поклоняемся Христу и исповедуем Его Господом и Спасителем. Но нам надлежит ждать того мига, когда Он придет во славе, и всякое колено преклонится, и всякий язык исповедует. Только тогда Божье Царство наполнит все вокруг вечным миром.
С приходом Мессии великое будущее, обещанное в Ветхом Завете, отчасти наступило. Однако второе Его пришествие будет полным исполнением всех обетований.
Ветхий Завет не проводит различия между первым и вторым пришествием, и ветхозаветные верующие рассматривали оба пришествия как одно событие. Также, как и мы, глядя издалека, не смогли бы различить две горные вершины, находящиеся одна задругой, так и Ветхий Завет рассматривает два явления как одно. Мы знаем, что между этими вершинами большое расстояние; наш путь пролегает между ними, между двумя пришествиями Христа. Обетования Божьи уже исполнены и будут исполнены: наше искупление уже свершилось, но мы еще не на новой земле. Христос уже одержал победу, но война пока не окончена. Господь еще не вернулся. Но все же Он не отсутствует.
Мы живем в этом мире не без Христа. Мы ожидаем Его пришествия, но мы не покинуты. Исповедовать Его Царство нам следует так же, как мы исповедуем Царя: оно уже здесь, и оно грядет.
Христос здесь, и Он грядет
Поскольку перед вознесением Христос обещал: «Се, Я с вами» (Матфей 28:20), мы не вправе говорить, что Господа с нами нет. Он присутствует здесь не столь видимым и осязаемым образом, как во время Своего земного служения в Галилее; ныне Господь пребывает среди нас Духом Святым, и подобным образом Он будет среди нас до конца времен. Тогда, в оный день, мы увидим нашего прославленного Спасителя и будем прославлены вместе с Ним. «Когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Иоанна 3:2).
«Лучше для вас, чтобы Я пошел, – ска- зет Господь Своим ученикам. – Ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам»
(Иоанн 16:7).
Ход истории спасения дает нам преимущество. Сегодня мы знаем Христа лучше, чем ученики до дня Пятидесятницы, ведь именно Дух являет нашему взору красоту Господа, отверзает наш слух для Его Слова и открывает наши сердца, чтобы Он вошел и обитал в нас.
Христос постоянно пребываете нами Духом Святым. Бывало, не видя Христа рядом, ученики предавались отчаянию. Будучи в лодке в бушующем море и увидев издалека то, что они приняли за призрак (верный знак приближающейся смерти), ученики «от страха вскричали» (Матфей 14:22–27). В час, когда предатель Иуда пришел с толпой и Христос был арестован, «оставив Его, все бежали» (Марк 14:50). Но после дня Пятидесятницы, приняв Святого Духа, и в Нем – обетование постоянного общения с Христом, эти же самые ученики стали бесстрашными перед толпой, пели в тюрьмах гимны и умирали с надеждой. Мы способны к тому же, ибо Христос всегда с нами.
Духом Господь находится с нами повсюду. За время Своего земного служения Христос прошел менее ста миль (то есть не более 160 км). Но с того мига, как Он вознесся в славе и начал действовать в Своей Церкви, Он объемлет весь мир Своим Словом и Духом. Он повсюду посылает Своих служителей, готовых исполнить Его волю. Принимая посланных Им, люди, по сути, отвечают пославшему их Христу (Матфей 10:14; (Иоанн 20:21).
Присутствие Христа в нынешнем мире не подлежит сомнению. Со времени Его воскресения еженедельно мы собираемся вместе в своих христианских общинах. И когда бы мы не собирались во имя Его, Он посреди нас (Матфей 18:20).
К стыду своему стоит признать, что внутри Христовой Церкви нет согласия в том, каким образом Спаситель присутствует в таинстве причастия. Но никто из нас не захочет отрицать, что, когда бы мы не преломляли хлеб и не причащались вина, исполняя Его повеление, в причастии мы действительно встречаемся с Господом.
Подчас Христос присутствует в мире в облике, лишенном очарования и достоинства. Совершенно нежданно мы можем увидеть Его в голодном, бездомном и обездоленном. Но то, что мы делаем для «братьев Его меньших», Христос не забудет, ибо то, что мы делаем им, Ему делаем (Матфей 25:31-46).
Христос всегда рядом, но Его присутствие незримо. Гораздо более зримо то зло, которое Он пришел уничтожить, – преступления, войны, болезни, смерть и прочее. Даже в жизни самого благословенного христианина довольно страдания, чтобы заставить нас жаждать полного искупления и постоянной близости Христа. Мы веруем, что Он здесь, но и молимся, чтобы Ои «явился», открылся как Господь и Спаситель. Мы ожидаем «явления Господа нашего Иисуса Христа» (1 Коринфянам 1:7). Он уже прославлен; Он – Господь. Но мы молимся, чтобы эта незримая и повсюду отвергаемая реальность явилась во всей полноте. Тогда, как и сейчас, мы будем вместе с Ним (Римлянам 8:38,39), но зримым образом, во славе.
Царство Божье здесь и грядет
То, что сказано выше о Христе, можно сказать и о Его Царстве: оно объемлет этот мир с момента своего первого пришествия и совершится во всей полноте, когда Господь снова придет. Царство уже здесь, но еще грядет – точно так же, как и Сам Царь.
Царство Божье – это благословенное владычество Бога, пришедшее в мир во Христе, когда Он изгонял бесов и прощал грехи. «Достигло до вас Царствие Божие» (Матфей 12:28), – сказал Господь, ибо Дух, бывший в Нем, удостоверил, что Он сильнее, чем дух сатаны, завладевшего миром и державшего людей в рабстве.
Бесы узнавали Христа. «Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас», – сказали они Спасителю (Матфей 8:29). Но последний их час еще не настал. Христос на время допустил бесам нести разрушение, отправив их в стадо свиней, но язычник, прежде одержимый легионом бесов, был спасен. Его одели, и он был в здравом уме (Марк 5:1-20, также см.: (Матфей 8:28-34).
Последний час еще не наступил, но Христос уже тогда победил в решающей битве. «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию», – сказал Господь, когда семьдесят два ученика, посланных на служение, вернулись с радостной вестью (Лука 10:18).
Уже, но не еще
Именно в посланиях апостола Павла Господь ярче всего показывает, что решающее сражение в духовной битве совершилось смертью и воскресением Христа. Смерть Христа была окончательным судом, когда излилась ярость Божья, и в Единственном, принявшем на Себя грех многих, Бог наказал все греховное человечество (Римлянам 8:1,3; (2 Коринфянам 5:21). Это был конец. «Если один умер за всех, то все умерли» (2 Коринфянам 5:14).
Но воскресение было началом новой эпохи. Для всех, кто «во Христе», действительно пришел новый мир. «Древнее прошло, теперь все новое» (2 Коринфянам 5:17). Всякий, кто во Христе, уже стал частью нового творения, даже если мы носим это новое сокровище в глиняных сосудах (2 Коринфянам 4:7). И даже если мы «непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса» (ст. 11), мы живем верой в Христа и «смотрим не на видимое, но на невидимое» (ст. 18).
Это учение Нового Завета – большая неожиданность для тех, кто рассчитывал на пришествие Царства Божьего в соответствии с ветхозаветными пророчествами. Ветхий Завет не учил тому , что пришествие Царства сначала потребует целого ряда событий: смерти и воскресения Мессии, проповеди Евангелия и милосердия Божьего на протяжении двухтысячелетий (и только Бог ведает, что ждет нас еще), доколе не будет явлена слава Христа.
И Мессия, и Его Царство не вписывались в рамки людских представлений. И все же, как только мы познаем Иисуса как Христа и Господа, мы видим, что все случилось «по Писанию» (1 Коринфянам 15:3) и что Евангелие Царства – это начало конца.