«Начитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Матфей 11:29). Христос Своим личным примером, без сомнения, призывает человека к такому смиренному, сдержанному и спокойному состоянию духа больше, чем все правила в мире. А то, что Сын Божий сошел к нам на землю и творил среди людей Свои великие дела, явив нам образец смирения и кротости, – если даже это не может убедить сердце человека смириться, тогда я не знаю, что вообще сможет это сделать.
Действительно, этот горький корень гордости, который имеется в сердце каждого человека в соответствии с его падшей природой, выдернуть очень трудно. Даже тогда, когда другие плевелы развращенности и тления удаляются из сердца, этот отравленный и губительный корень остается и растет еще быстрее и укореняется еще глубже. Это равносильно тому, что с человека, образно говоря, нужно содрать все одежды ветхого человека; но поскольку они, несомненно, находятся ближе всего к телу человека, то являются тем последним, к чему труднее всего добраться.
Гордость – это такое смертоносное зло, которое одинаково хорошо растет и на оконном стекле, и на навозной куче; и вот, что странно: оно способно пробиться из сердца и брать влагу и питание от смиренномудрия и других добродетелей. Человеку грозит опасность того, что у него будет расти гордость от того, что он не гордый, и он будет восхвалять себя за то, что является скромным и смиренным человеком. Поэтому не стоит слишком много размышлять о своих собственных добродетелях: это так же вредно для человека, как есть слишком много меда.
Я не знаю никакого другого, более действенного противоядия для исцеления этого зла, чем пример Иисуса Христа; Он Сам часто предписывал это средство Своим ученикам: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу: ибо Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Иоанн 13:13-17); «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матфей 11:29-30); «И кто хочет между вами быть первым, да будет всем рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Матфей 20:27-28).
Неужели в наших ушах не могут постоянно звучать эти слова из Священного Писания: «Раб не больше господина своего» (Иоанн 15:20) и «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Матфей 20:28). О, чей дух не согласится с этим? Какое ложное понимание не будет таким образом исправлено? Какое пламя раздоров, возникших на почве самомнения и неуважения друг ко другу, не будет потушено? Какие буйные страсти не умолкнут после этого?
Поэтому и апостол язычников предписывает христианам это средство: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божьим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Филиппийцам 2:5-8). И если Он смирил Себя во имя любви; если смирил Себя Тот, Кто был таким великим, – то как же нам следует смирить себя и во имя любви, и вследствие необходимости, если мы по своей падшей природе настолько ничтожны!
Если бы мы знали себя, то не удивлялись бы, что нам нужно быть скромными, ибо сама истина потребовала бы этого от нас. Но вот что удивительно: Тот, Кто знал, что Он равносущный с Богом, – Тот, тем не менее, стал более смиренным, чем все остальные люди; Господь всего сущего сделался слугой всех людей; и Царь славы уничижил Самого Себя! Ему угодно было сойти на землю и стать ниже всех, хотя Он знал, что Он – выше всех; и Его не нужно было в этом убеждать, потому что Он смирил Себя, исходя из чувства милосердия и любви к людям. И после этого как чудовищно и уродливо должна выглядеть человеческая гордость.
Когда несчастный жалкий человек гордится, в то время как великому в Своей славе Богу угодно было смириться, – это равносильно тому, что прах будет возвышать себя или жалкий червь будет раздуваться в своем самомнении. Не абсолютная необходимость в этом побудила Христа смириться, но простая любовь к погибающим грешникам!
Насколько же возрастает и поднимается ценность смирения Христа оттого, что Он не только не пощадил Себя, не только стал нашим Учителем, но и явил нам пример для подражания: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Матфей 11:29).