Мы не будем тщательно исследовать, в каком именно порядке следовало бы расположить обязанности, через выполнение которых должна проявляться христианская любовь. Все заповеди, записанные на второй скрижали, данной Богом Моисею для Израиля, есть ничто иное, как ответвления или проявления единой заповеди о любви; их можно было бы сокращенно свести воедино под одним общим заглавием: дела праведности и милосердия.
На самом же деле все эти заповеди тесно переплетены между собой. И хотя милосердие включает в себя проявление сострадания к нуждающимся, в нем (то есть в милосердии) всегда присутствует и праведность; в свою очередь, милость присутствует в большей части деяний праведности, – например, в том, чтобы не судить поспешно, прощать и т. д. Поэтому мы рассмотрим самые значительные и самые трудные обязанности любви, к которым часто и очень торжественно и серьезно призывает нас Слово Божье и которые касаются наших отношений с окружающими нас людьми, в особенности же, со своими по вере.
Во-первых, я считаю, что мы должны трудиться над тем, чтобы расположить свое сердце и склонить свою душу к тому, чтобы любить всех людей. Этого можно достигнуть, если часто размышлять над словами апостола Павла, который заповедует нам: «А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг ко другу и ко всем» (1 Фессалоникийцам 3:12). Исполнение любовью настолько важно, что апостол Павел усердно молится Богу о том, чтобы Господь соделал всех верующих возрастающими в любви (1 Фессалоникийцам 3:12). О том же, естественно, должны молиться и мы.
Нежное расположение сердца ко всем обыкновенным, простым людям, имеющим подобную нам природу, не является обычным, широко распространенным явлением. Тем не менее, христианство предписывает любить всех, без исключения, людей, и именно такая любовь является единственно истинным человеколюбием: «Итак будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лука 6:36-37).
Что касается отношений со всеми окружающими людьми, христианская любовь осознает возложенную на нее обязанность молиться за людей всякого рода, что ясно видно из наставления апостола: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» (1 Тимофею 2:1). Молитвы, прошения и моления – искренние молитвы любви – должны изливаться даже за тех, кто сам не может или не хочет молиться за себя. Не для того ли мы и научены молиться, чтобы быть устами, говорящими за других?
И поскольку мы имеем Ходатая, данного нам свыше, насколько важно, чтобы мы, христиане, считали своим долгом ходатайствовать за тех людей, которые находятся в греховном состоянии, чтобы и на них могло распространяться влияние Божьей милости, общей для всех людей, простирающейся ко всему человечеству; мы также обязаны возносить Богу благодарности за все Его благодеяния. Если человек, по закону Божьего мироздания, является устами камней и деревьев, птиц и зверей, неба и земли, солнца, луны и звезд, – то, тем более, христианин – человек, искупленный Христом, – должен быть устами всего человечества, чтобы хвалить Бога за изобилие Его благодати даже к тем, кто еще пребывает в духовной нужде и греховном рабстве, от которого освобождены истинные христиане!