Во-вторых, любовь во что бы то ни стало должна избегать ссор, скандалов и сплетен и, соответственно, должна стремиться жить честно на виду у всех людей. Апостол Павел говорит: «Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божьей» (1 Коринфянам 10:32). И, кроме того, он приводит в пример самого себя: «Так как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись» (1 Коринфянам 10:33). Христианская любовь не эгоистична. Она не стремится угождать сама себе. Она может приносить пользу другим людям, даже если ей лично это будет в ущерб.
Однако, я уверен в том, что в христианстве нет другой такой важной заповеди, подобной заповеди любви, на которую христиане обращали бы столь мало внимания. Мы как будто бы и признаем все эти заповеди, но терпим неудачу в практическом их выполнении. Такой дефицит деятельной любви происходит с одобрения нашего разума. Немногие ведь воспринимают заповедь любви как долг, возложенный лично на них.
Таким образом, человеколюбие является неотъемлемой и самой важной частью христианства. Когда мы становимся христианами, Христос делает нас настоящими людьми. Когда Он делает нас верующими, Он делает нас людьми разумными. Но грех превращает природу человека в дикую, грубую, злобную и эгоистичную силу. Благодать же возвращает разуму и естественным чувствам человека самые чистые и высокие наклонности. А именно в том и проявляются истинные мудрость и человеколюбие человека, возвышенные и очищенные Божьей благодатью, чтобы снисходить ко всем людям во всем том, что должно послужить им на пользу, в назидание; и чтобы отречься себя ради спасения других. А всему тому в этом мире, что само по себе не является необходимым и полезным для человека, мы не должны в угоду кому бы то ни было приписывать такую необходимость, потакая своим прихотям и своему воображению, в ущерб действительно насущной потребности окружающих людей, в ущерб их духовному возрастанию.
И, на самом деле, христианская любовь не будет и не осмелится грешить в угоду человеку, потакая его прихотям. Потворствовать греху – это значило бы ненавидеть Бога, ненавидеть самих себя, а также ненавидеть своих братьев, следуя своим низменным и лицемерным представлениям о любви. Но я считаю, что потакание своим собственным наклонностям и прихотям во всем том, что не является для нас необходимым и достойным звания христианина, гораздо чаще увлекает нас от пределов христианской любви, чем руководство чувством долга и сознание своего греха.
Некоторые христиане признают, что они должны быть осторожными и чуткими, чтобы не согрешать против святых. Но они не понимают, насколько важным является то, как они поступают с остальными людьми, внешними по отношению к церкви, как будто бы убить язычника более законно, чем убить христианина. Это жестокое и кровожадное понимание; оно противоречит той христианской чистоте и невинности, о которой апостол Павел написал филиппийцам, говоря: «…чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божьими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире» (Филиппийцам 2:15).
Христианская любовь является истинным человеколюбием, высоко вознесенным в этом мире благодаря распространению христианства. Это истинное благоразумие, очищенное познанием Бога. Это свет, сияющий ярче любого светила в этом темном мире. Апостол Павел говорит: «Со внешними обходитесь благоразумно» (Колоссянам 4:5) и еще: «…чтобы вы поступали благоприлично перед внешними» (1 Фессалоникийцам 4:12). Это означает, что христианин должен избегать в своих словах и поведении всего того, что могло бы оттолкнуть внешних по отношению к Церкви людей от влечения к истине и благочестию. Он должен поступать с ними так, чтобы внушить их сердцу правильное понимание того, насколько прекрасна истинная духовная жизнь.
Многие считают, что если они делают добрые дела, то в таком случае у них все в порядке. Они следуют принципу: был бы исполнен долг, а все остальное не имеет значения. Но не забывайте о предостережении апостола Павла: «Да не хулится ваше доброе» (Римлянам 14:16). Мы должны самым внимательным образом следить за тем, чтобы, исполняя все наши обязанности, мы смогли бы в наименьшей степени послужить камнем преткновения для окружающих людей, в наименьшей степени подвергнуться их злословию и поношению. Апостол Петр говорит: «Возлюбленные! Прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения» (1 Петра 2:11-12).