В-четвертых, христианская любовь во всяком своем действии, во всякой своей речи должна избегать какого-либо осуждения или сурового порицания окружающих людей, следуя повелению Христа: «Не судите, да не судимы будете» (Матфей 7:1). Об этой главе мы побеседуем немного позже, так как она содержит в себе очень много назидания. Апостол Иаков говорит о мудрости свыше, что она «беспристрастна и нелицемерна» (Иаков 3:17). Эти слова с языка первоисточника буквально переводятся как: «без осуждения и споров и без лицемерия», и это означает, что самые ревностные обличители часто бывают самыми большими лицемерами, а искренности всегда присуще чувство любви.
Поистине, мы очень много времени теряем даром в праздных разговорах о других людях и бесконтрольном излиянии наших осуждений в уши окружающих нас людей, как будто бы большая похвала существует в том, чтобы осудить ближнего, и великое благочестие состоит в том, чтобы обвинить его в нечестии. Согласно же Священному Писанию мы в своем осуждении должны щадить наших ближних больше, чем внешних (1 Коринфянам 5:12-13).
Разговоры о недостатках окружающих нас людей и неправильном образе их жизни несут в себе больше плотского возбуждения, чем назидания. Склонный к осуждению нрав человека, несомненно, является самым лицеприятным и потворствующим себе его проявлением. Такой, склонный к осуждению, человек скорее будет терпеть бревно в своем собственном глазе, чем сучек в глазе ближнего (Матфей 7:3-5). Этим самым явно подтверждается то, что склонность к осуждению ненавидит не грех и любит не добродетель (что было бы простым и единственно правильным принципом жизни), но ею руководит себялюбие, прикрытое для постороннего глаза завесой притворного негодования в связи с совершённым грехом и показной радостью в связи с проявленной добродетелью.
Я думаю, что большую помощь в том, чтобы исправить грех осуждения, мы оказали бы себе, если бы решительно прекратили всякое излишество и многословие при обсуждении своего ближнего. В многословии и так нет недостатка в грехах, а во многих разговорах о недостатках других людей нам невозможно избежать также и греха поспешного суждения. Я нахожу в Священном Писании похвалу в адрес святых и боящихся Бога людей за то, что они часто беседуют друг с другом; но я ни разу не встретил похвалы за то, что они обсуждают друг друга или говорят друг о друге в духе осуждения. Тема их бесед была совершенно другого рода (Малахия 3:16), а именно, о том, как хорошо и верно служить Господу, – это прямо противоположно тем злым речам, о которых говорится в этой же главе.