В-пятых, христианская любовь не должна быть переносчицей сплетен. Она не должна ходить вокруг да около своего ближнего, как делает клевета, чтобы отыскать у него и открыть какую-то тайну, даже если это и является правдой (Притчи 20:19), но имеет дух верный, чтобы, наоборот, таить дело (Притчи 11:13). Доброе имя ближнего является как бы залогом, который положен Богом в наши руки, и долг каждого из нас честно возвратить этот залог обратно своему ближнему, обращаясь с ним со всей осторожностью, стараясь не потерять его и не допустить какого-либо взаимного отчуждения через злословие ближнего за его спиной.
Некоторым людям вообще не о чем говорить между собой, кроме как разглашать недостатки, проступки и моральные слабости своих ближних. Но было бы лучше, чтобы таковые христиане всегда сохраняли закрытыми свои уста, чтобы у них или вообще не было ушей, способных слышать и узнавать о проступках ближних, либо чтобы у них не было языка, способного рассказывать о них. Однако, таковые христиане считают, что если они не говорят грубой неправды, то они вообще не делают ничего плохого.
Но пусть такие люди подумают об этом, рассуждая и помня о самих себе: «Доброе имя лучше дорогой масти» (Екклесиаст 7:1) и еще: «Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» (Притчи 22:1). И разве не будет злом с нашей стороны, если мы оскверним и испортим эту «дорогую масть» или ограбим нашего ближнего и похитим у него эту драгоценность, которая лучше большого богатства?
Существует удивительная взаимосвязь между грехом осуждения ближнего и грехом человекоубийства, ибо так говорит Священное Писание: «Не ходи переносчиком в народе твоем, и не восставай на жизнь ближнего твоего» (Левит 19:16). Осуждение и клевета – это своего рода убийство, потому что таким образом можно убить то, что дороже жизни для простого и искреннего сердца.
«Слова наушника, как раны, поражающие внутренности чрева» (Притчи 18:8; 26:22) }. Они ранят сердце любого человека, и эти раны вряд ли можно будет когда-либо исцелить, и нет ничего другого, что стало бы таким же рассадником ссор и распрей среди братьев, как наушничество. Это масло, подливаемое в огонь отчуждения между христианами. Удалите наушника и раздор прекратится, как и написано: «Где нет больше дров, огонь погасает; и где нет наушника, раздор утихает» (Притчи 26:20). Но если среди нас есть некоторые люди (а в таких людях никогда не было недостатка), единственным занятием и профессией которых является нашептывание в уши братьев всякого рода клеветы, то эти люди, внушая другим худые мысли о своих братьях, способны разлучить и самых лучших друзей, что мы знаем из повседневного опыта: «Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей» (Притчи 16:28).
Злоречивые люди перечислены среди тех, что Царства Божьего не наследует (1 Коринфянам 6:10). И поэтому Святой Дух дает общие для всех людей наставления, предписывающие человеку употреблять свой язык только для пользы и назидания друг друга, так чтобы он на самом деле мог сделаться его славою (а это немаловажная сторона истинного благочестия, как объясняет апостол Иаков: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный», 3:2). И тот же самый Дух дает нам заслуживающие особого внимания предписания: «Не злословьте друг друга, братья: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон» (Иаков 4:11), потому что человек, осуждающий своего брата, ставит себя на место Законодателя, а своим собственным суждением и потворствованием своим прихотям он подменяет закон, и, таким образом, судит закон.
И потому апостол Петр мудро указывает на примечательную связь, существующую между злословием и другими пороками человека: «Итак, отложивши всякую злобу и всякое коварство и лицемерие и зависть и всякое злословие» (1 Петра 2:1). Воистину, когда мы злословим наших братьев, даже если при этом и говорим правду, мы способствуем бурному росту в своем собственном сердце таких пороков, как: злоба, коварство, лицемерие и зависть.
Когда мы осуждаем других людей и называем это благочестием, и строим на руинах доброго имени ближнего свой собственный авторитет – это означает, что нашим сердцем завладели лицемерие и зависть. Если бы мы действительно возрастали в благодати посредством Слова Божьего и в большей мере вкусили, как благ Господь, тогда мы на самом деле отложили бы эти пороки и постарались бы уподобиться малым детям, которые лишены всякого коварства и злобной зависти друг ко другу.
Многие люди считают достаточным оправданием для себя то, что не они лично придумали эти недобрые сплетни, или, по крайней мере, не первыми начали их разглашать. Но Писание соединяет вместе оба эти действия и утверждает, что только тот человек может пребывать в жилище Господнем, кто и не придумывает, и не разносит сплетен, не порочит ближнего сам и не принимает поношения на ближнего от других: «Господи! Кто может пребывать в жилище Твоем?.. Кто не клевещет языком своим… и не принимает поношения на ближнего своего» (Псалом 14:1-3).
Итак, Божий человек не только не принимает, но и не переносит сплетни. Он не дает хода клевете и сам не принимает ее от других; не имеет языка, чтобы говорить о чужих ошибках; не имеет ушей, чтобы слышать о них. Но у него есть язык для того, чтобы признаваться в своих собственных ошибках, и уши, чтобы слушать исповедания о своих проступках других людей, согласно заповеди: «Признавайтесь друг пред другом в проступках» (Иаков 5:16).
Слово Божье запрещает нам иметь тесное сообщество и дружбу с переносчиками сплетен: «Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся» (Притчи 20:19). Обычно те люди, которые порочат отсутствующих, льстят присутствующим; таким образом, злословящие за спиной – это самые большие льстецы. И поэтому мы не только не должны сообщаться с ними, но также должны удалять их из своей среды как тех, кто является врагами добрых нравов в человеческом обществе.
Христианская любовь в таких случаях должна защищать себя, в частности, реагируя на происходящее соответствующим неодобрительным выражением своего лица, то есть наше лицо в необходимой мере должно выражать гнев и явное неодобрение наушничества. Так говорит нам и Писание: «Северный ветер производит дождь, а тайный язык – недовольные лица» (Притчи 25:23). Если мы открыто выразим свое недовольство поступком наушника, то переносчики слухов и сплетен не будут отваживаться в нашем присутствии открывать свой, образно говоря, «пакет» с такими «новостями».
А те христиане, которые с готовностью принимают недобрые слухи о своих братьях, таким образом и сами участвуют в бесплодных делах тьмы, вместо того чтобы, наоборот, обличать их (Ефесянам 5:11). Присоединиться к переносчику означает довершить его недоброе дело, потому что, если бы не было принимающего клевету, не было бы и наушника, не было бы и переносчика.