В-шестых, истинная любовь должна покрывать грех ближнего. «Любовь покрывает множество грехов» – говорит апостол Петр и потому советует: «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу» (1 Петра 4:8). Но разве что-либо может стоять выше молитвы, выше бодрствования и верности до конца, выше благоразумия и рассудительности? И, на самом деле, в том, что касается общения человека с Богом, только что названные христианские качества стоят превыше всего; но в том, что касается спокойного и радостного общения людей друг с другом в этом мире, превыше всего – христианская любовь; это – венец, это самая лучшая из всех христианских добродетелей.
Тот, чьи грехи покрыты щедрой и искренней Божьей любовью, не посчитает трудным для себя развернуть покровы и своей любви над грехами своего брата. Ненависть же вызывает борьбу, раздоры, различные проявления жестокости, чувства зависти и гнева. Она возбуждает ссоры и разглашает человеческие немощи. Но «любовь покрывает все грехи» (Притчи 10:12), то есть скрывает их от тех, кому о них знать необязательно. В определенном смысле, любовь не стремится знать то, что она знает, или, по крайней мере, она не многое запоминает из того, что узнала о недостатках ближнего. Иногда она будет оказываться как бы обманутой, если это будет для нее самой уместной на тот момент позицией. Она может пройти мимо немощи или проглядеть ее, но может и надолго остановиться и иметь общение с ней. Тот, кто покрывает грех, ищет любви, чтобы похоронить в ней все огорчения.
Молчание – замечательное средство для сохранения согласия, оно рождает добрые отношения и приводит к настоящей дружбе. А если долго хранить в сердце ошибки друг друга непогребенными, образно говоря, лежащими на поверхности души, – от этого появляется зловоние, которое всегда будет разлучать друзей. Поэтому, мудрый Соломон говорит: «Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга» (Притчи 17:9).
Тот, кто по-христиански покрывает недостатки своего ближнего, может превратить чужого для него человека в своего друга; но тот, кто постоянно напоминает ближнему о его недостатках и разглашает их, может превратить друга не только в чужого для себя человека, но и в своего врага.
Однако вышеизложенные рассуждения о том, что истинная любовь может покрывать грех ближнего, нисколько не освобождают нас от христианского долга вразумлять и обличать друг друга. Апостол Павел советует: «…и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Ефесянам 5:11). Любовь повелевает обличать согрешившего «в духе кротости» (Галатам 6:1), делая это так осторожно, как осторожно мы вправляли бы свой вывихнутый сустав. И именно поэтому было сказано народу Божьему: «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха» (Левит 19:17). И тот, кто так и обличает своего брата – руководствуясь любовью, в кротости и мудрости – «найдет после большую приязнь, нежели тот, кто льстит языком» (Притчи 28:23).
Если мы скрываем в своем сердце по отношению к другим людям недовольство и зависть, то этим самым мы лелеем в своей груди огонь, который только то и делает, что ждет какого-нибудь случая, чтобы вырваться наружу. Но слишком пристально следить за каждым шагом человека и записывать в регистр своей памяти каждую маленькую оплошность людей и, в особенности, сообщать об этом всему миру, – несовместимо с требованиями и правилами христианской любви. Поистине, это признак духовного скудоумия: «Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит» (Притчи 11:12). Тот человек, который сам имеет больше недостатков, чем у всех других людей, найдет еще больше ошибок у других и постарается тем или иным способом очернить их. Мудрый же человек способен пройти мимо слабостей своего ближнего и даже нанесенных ему обид и сохранить спокойствие своего сердца.