Как идет к человеческой природе смирение! Природа человека и смирения настолько близки и родственны друг другу, как латинские слова homo и humus, и поэтому, если только человек не освободится от своей человеческой сущности и не забудет о своем начале и своем происхождении из земли, не забудет о том прахе, от которого он был взят, я не знаю, как он может сбросить с себя смирение.
Таким образом, самопознание является источником истинного знания, знания того, что мы созданы Богом из земли (humus), и это делает нас смиренными (humiles). Посмотри на отверстие той ямы, из которой ты был взят и вытесан Богом. Человек не может выглядеть великим, если учесть, как низко расположена та яма, из которой мы взяты по своей природе, яма, откуда мы были извлечены по благодати из такого духовного состояния, находясь в котором мы были потерянными и погибающими.
Подобный взгляд на происхождение человека как такового помогает разуму смириться. Поэтому человеческая гордость не может быть ничем иным, как только пустой и тщетной напыщенностью, надменностью нашего ума. «Знание надмевает» (1 Коринфянам 8:1), но не самопознание. Самопознание же, наоборот, опускает человека вниз, сравнивает с землей все ложные человеческие надстройки, разрушает до основания всякую человеческую самонадеянность, а затем начинает строить на другом, прочном основании.
Но знание о внешнем без знания внутреннего, без знания себя, – всего лишь разбухание ума, а не его рост. Это, образно говоря, пузырь, или кожа, наполненная воздухом, это как бы воздушный поток от легкомысленных рукоплесканий и пустых похвал, от которого пузырь самомнения еще более раздувается и наполняется. И разве гордость и самомнение не являются чем-то чудовищным, уродливым среди других человеческих качеств? Гордый, напыщенный человек по сути своей, говоря образным языком, является не более чем пузырем из кожи человека, наполненным воздухом тщеславия; он является только тенью и подобием настоящего человека и не имеет внутри себя ни настоящих костей, ни настоящих сухожилий, ни настоящего человеческого тела.
Гордость – это нарост или опухоль души. Она разрастается сверх подлинных границ и пределов ее действительной ценности; говоря образно, словами известной пословицы, это та мышь, которую родила гора. А если какая-либо вещь развивается, превышая правильные и обоснованные ограничения ее размеров, установленных для нее, то она несовершенна, неспособна к своему функционированию, пуста, бесплодна и уродлива. Если у человека недостаточно реальных совершенств и добродетелей, чтобы заполнить ими круг своей самооценки, то, несомненно, он будет полон духовной пустоты, суетных фантазий и игры воображения, чтобы не пустовало то место, на которое не распространяется настоящее достоинство.
Более того, я уверен, что, если бы каждый человек мог беспристрастно и серьезно поразмыслить о самом себе, он не нашел бы в себе ничего доброго, не нашел бы никакого истинного, серьезного, настоящего достоинства, способного вызвать любовь. Он нашел бы там только достойное отвращения низкое, испорченное и жалкое духовное состояние. В каждом грехе присутствует ложь, но самая большая и грубая ложь содержится в гордости, а именно в том, что гордость приписывает человеку то превосходство, которого на самом деле нет. И на этом ошибочном представлении человека, на этом пустом основании из песка самомнения построена башня высокой самооценки, тщеславия и тому подобных проявлений невозрожденного человека.
Гордость, порождающая все это, самонадеянно заявляет: «Силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен» (Исаия 10:13); «Я, и никто кроме меня» (Исаия 47:10). Это такое же ошибочное представление, как, например, высказывания гордого собою правителя города Тира: «Я совершенство красоты!»; «Я бог» (Иезекииль 27:3; 28:2), – другими словами, «Только я, и никто кроме меня». Такие представления раздувают и надмевают сердце человека. Действительно, разве гордость не является чрезмерным превозношением сердца, вызванным заблуждением ума? «Душа надменная не успокоится» (Аввакум 2:4). Духовное здание, построенное на таком грубом заблуждении, должно быть весьма непрочным и очень шатким.
Некоторые прячут свою гордость под маской кажущейся высокой духовности и утешают себя мыслью о собственном великодушии и благородстве. Но на самом деле, гордость – это не истинное величие человека, а напыщенное, пагубное и смешное самодовольство. Настоящее величие духа находится внутри человека и во всех отношениях оно является неизменным и прочным от самого фундамента и до своего верха; фундаментом же его является истина.
Как вы думаете, чей дух находится в лучшем состоянии: дух того, кто называет прах прахом и сор почитает за сор, или же дух того, кто, руководствуясь своим ложным представлением и иллюзиями, почитает прах и сор золотом и серебром, кто считает себя богатым и превозносится над другими? Смирение – единственное истинное величие души, ибо оно копает вглубь истины, чтобы создать и укрепить фундамент настоящего достоинства. Такое величие истинно, оно скромно, оно склоняется низко в служении ближнему.