Смирение – это корень христианской любви, а кротость – плод их обоих, то есть плод любви и смирения. По этой причине в нашей душе до тех пор не будет твердой и чистой почвы для любви к ближнему, пока оттуда прежде всего не будет выброшен хлам себялюбия. И только после того, как посредством нового рождения душа избавится от присущего ей по природе избытка непослушания и испорченности, христианская любовь в ней обретет прочное и глубокое основание, как написано: «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца» (1 Тимофею 1:5). Только такое очищенное сердце, избавленное от яда и заразы гордости и самомнения, может стать добрым и здоровым источником духовного утешения и сострадания в Церкви Божьей.
Если же в душе человека крепко укоренились тщеславие и гордость, то они, образно говоря, вытянут из нее вниз по наклонной, к себе, все ее жизненные силы и добродетели, и очень мало или же совсем ничего не будут направлять вверх – к дереву христианской любви, отчего оно становится бесплодным, неспособным приносить плоды праведности, а также плоды милосердия и кротости.
Таким образом, на пути к истинно христианским взаимоотношениям людей существуют препятствия, которые можно устранить, только выдернув из человеческих сердец корни гордости и самомнения, которые терзают людей, стараясь поглотить все то доброе, что есть в человеке; но, однако, они подобны тем тощим коровам, которые поглотили тучных, но от этого не стали ни тучнее, ни привлекательнее (Бытие 41:20-21).
Нет ничего удивительного в том, что любовь, смирение и кротость – это самые первые христианские принципы, которым мы должны научиться в школе Христа: это – сама азбука христианства. Христос сказал: «…научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Матфей 11:29). Христос – величайший Пророк, Которого послал Отец, чтобы научить нас истине, Которого Он повелел нам слушать, провозгласив об этом Своим апостолам, послав голос с неба: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Матфей 17:5).
Не побудит ли нас к святому послушанию этому Учителю Его Божественная слава и свидетельство о Нем в Писании? Задолго до того, как Он пришел в мир, о Нем было засвидетельствовано с великим почтением и благоговением, что Он не мерою будет давать Духа Святого, что Он будет иметь «язык мудрых» (Исаия 50:4), что Он будет Пророком более великим, чем Моисей (Второзаконие 18:15-18), что Он будет Чудным, Советником неба и земли (Исаия 9:6), «Свидетелем для народов, вождем и наставником народам» (Исаия 55:4).
Такое свидетельство о Христе было дано в Священном Писании задолго до Его пришествия на землю, а потом, когда Он пришел, о Нем дали самое славное свидетельство самые великие Свидетели – Отец Его Небесный и Святой Дух, Которые возвестили самым торжественным образом, так, чтобы это свидетельство мог услышать всякий человек на земле: «И се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Матфей 17:5).
И теперь Он – наш Учитель, наш Равви (Матфей 23:8); Он – «Посланник и Первосвященник исповедания нашего» (Евреям 3:1); Он – «свет миру» (Иоанн 8:12); Он – «жизнь миру» (Иоанн 6:33). Имея такого Учителя и Наставника, посланного нам с неба, разве можем мы не прославиться в Нем?
Однако, некоторые люди могли бы предполагать, что Христос, сошедший с небес, обладающий всеми богатствами и сокровищами небесной Премудрости, должен в Своей школе открывать Своим ученикам все самые глубокие и сокровенные тайны природы и всякого искусства, над разгадкой которых человечество упорно трудится с тех пор, как впервые вкусило от дерева познания добра и зла, и доводит свой мозг до изнеможения, дух до томления, но безрезультатно, ибо единственное открытие, к которому оно пришло, – это невозможность для человека познания всей истины и умножение скорби от умножения знания (Екклесиаст 1:17-18).
И, действительно, кто не стал бы надеяться на то, что когда Мудрость Божья сошла с неба к людям, Христос явит миру эту мудрость в разумение всех дел Божьих, – то, к чему тщетно стремились все люди, что Тот, Кем сотворено все сущее, откроет и покажет все сокровенные причины и силы явлений этого мира, все их восхитительные и прекрасные свойства и проявления, что Он покажет все это Своим словом – как Он и создал все существующее словом Своим? Кто не стал бы надеяться на то, что Сотворивший материальный мир и тайны его, сделает этот мир главной темой всех Своих уроков, чтобы явить в еще большей степени Свое славное могущество и мудрость?
Но, однако, все те, кто пришел в Его школу и слышал, как их Наставник и Учитель учит Своих учеников, все те, кто был приглашен прийти к Нему через познание Его славы и свидетельство Его имени, – все они стояли в сильном удивлении и изумлении, услышав главную тему Его учения. Тот, Кто пришел свыше, учил такому низменному, с точки зрения плоти, качеству, как смирение: «…научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Матфей 11:29).
Другие же люди, которые были религиозными учителями и родоначальниками разных религиозных сект и орденов, стремились подчеркнуть необычность и исключительность своего учения, чтобы прославить себя. Но посмотрите на нашего Господа и Учителя и на то учение, которое Он предлагает! В нем нет ничего высокопарного и, с точки зрения мира, оно лишено великолепия. С точки зрения мирской мудрости, христианское учение о смирении, исходящее от Всевышнего, является безумием! Урок об уничижении и кротости, исходящий от Господа и Создателя всего сущего, – это юродство для погибающих (1 Коринфянам 1:18-25)!
Итак, на первый взгляд в этом учении нет ничего такого, что привлекало бы к нему последователей. И на самом деле, кто захочет пожелать отправиться в школу христианства, чтобы научиться большему смирению, если каждый человек претендует на то, чтобы самому быть учителем?
Но, поистине, в этом смирении и уничижении есть настоящее величие, и в этой обыденности есть нечто совершенно исключительное. Если остаться у ног Учителя и послушать Его учение немного дольше и войти в его глубины, нас охватит и переполнит изумление. Учение Иисуса Христа кажется поверхностным только до тех пор, пока вы не углубились в него, – потом же вы увидите, что оно неисчерпаемо. Христианство не делает большого шума, но оно действует сильнее и глубже всякого другого человеческого учения.
Однако легкое и небрежное знакомство с учением Христа, малое и поверхностное знание Евангелия может побудить человека относиться к нему с презрением и даже предпочесть ему что-либо другое. Глубокое же и основательное постижение нами евангельского учения побуждает нас восхищаться и преклоняться перед Христом и влечет нас к горнему, как пишет апостол
Павел: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божьего!» (Римлянам 11:33).
Как поверхностное знание природы делает людей атеистами, а ее глубокое понимание делает их богобоязненными, так и во всех остальных областях нашей жизни. Однако, существует такая истина, о которой говорит следующее латинское изречение: «Vilescunt scientia», что означает: «Знание вещей порождает презрение к ним». И, действительно, незнание чего-либо бывает часто причиной того, что мы преданно восхищаемся неведомым для нас. Но только о христианстве можно сказать словами другого латинского изречения: «Vilescit ignorantia, clarescit scientia», что означает: «То, что не познано, кажется обычным и незначительным». Но это вовсе не умаляет достоинств учения Христова, ибо его презирают только те, кто не знает его; а тот, кто однажды его познал, презирает все остальное, но только не учение Христа. В этом настоящее достоинство и слава христианства.
Все искусства и науки имеют свои законы и общепринятые аксиомы, обладающие непререкаемым авторитетом. Все виды исповеданий веры имеют свои фундаментальные доктрины и ключевые моменты, которые раскрывают их характер и сущность. В равной степени, христианство тоже имеет свои законы. И законы, лежащие в основании тех или иных наук и искусств, должны быть простыми и бесспорными, они должны быть очевидными сами по себе благодаря своему внутреннему свету, они должны обладать способностью проливать этот свет на все другие вещи. Все остальные положения того или иного искусства или науки являются всего лишь производными этих законов и аксиом и заключениями, выведенными из них.
Наш Учитель и Наставник использует точно такой же метод. Он полагает в основу Своего учения некоторые общие духовные законы, некоторые фундаментальные ключевые доктрины исповедания веры, на которых зиждется христианство. Такое ключевое положение учения Христа содержится в Его следующих словах: «…научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Матфей 11:29).
Это был великий урок и величайшее учение, которое Христос проповедовал Своей жизнью, подавая пример, достойный подражания. Он так убежденно, серьезно и настоятельно проповедовал Свое учение, что в этом был очень непохож на других учителей, которые возлагают бремена на других людей, а сами к этим бременам почти не притрагиваются.
Но Христос сначала показывает на практике Свое учение, а потом проповедует его. Он сперва являет в Самом Себе образец, а затем призывает следовать ему. Примеры учат лучше, чем правила, но те и другие вместе делают учение наиболее действенным и прочным. А здесь, то есть во Христе, соединились вместе редчайший пример и благороднейшее правило из всех, когда-либо преподававшихся людям.
Это правило о том, что имеет скромное имя, но высокое естество. Смирение и кротость по своей репутации у людей и своей внешней форме напоминают, образно говоря, рабов, но, тем не менее, они не почитают для себя хищением быть равными самым высоким и благородным добродетелям. Залежи золота и серебра находятся очень глубоко в недрах земли, но от этого они не становятся малоценными, а наоборот: они становятся тем более драгоценными. Все другие человеческие добродетели отличаются тем, что когда они приходят, то являются более, чем смирение, заметными для окружающих людей, – люди легче могут их увидеть. Но эти две – кротость и смирение – подобно Учителю, Который обучает нас им, приходят как нечто очень сокровенное, но, тем не менее, очень реальное и неподдельное. Чем меньше в них пышности, тем больше силы и истинного достоинства.