«Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея… Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас; потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу. А его верность вам известна…»
(Филиппийцам 2:19-21).
Так нежно, с сердечной любовью, пишет апостол Павел о Тимофее, своем молодом сотруднике. Нам следует сразу же заметить какую высокую характеристику дает апостол Тимофею, говоря: «Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас». Он говорит о нем так возвышенно, потому что, когда все искали своего, Тимофей искал то, что угодно Господу Иисусу Христу.
Что Тимофей был верным Иисусу Христу и является образцом для нас – не требует никаких доказательств. Нас должен интересовать другой вопрос, а именно: как он стал таким? Можем ли и мы стать такими?
Если друзьями ап. Петра были молодой Иоанн и молодой Марк, то также близким другом и соработником ап. Павла был молодой Тимофей. Это не случайное Божье допущение, но – урок для нас, чтобы старшие всегда избирали в помощники молодых, а молодые старшими не пренебрегали, и чтобы вместе усердно служили Господу Иисусу Христу. Где нет молодых, там и нет будущности; где одни молодые, там не избежать горьких ошибок и разочарований. Поэтому Богу угодно, чтобы и старшие, и молодые вместе служили Ему.
А теперь приблизимся к ответу на волнующий нас вопрос: Каким путем Тимофей отличался от всех других, и старших, и молодых, своего времени?
Первый раз о нем упоминается в Деяния 16 в связи со вторым миссионерским путешествием ап. Павла: «Дошел он (Павел) до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин, о котором свидетельствовали братья, находившиеся в Листре и Иконии. Его пожелал Павел взять с собою».
Вот как начинается их сотрудничество. На основании Деяния 14 и других мест Писаний мы можем заключить, что он уверовал в Иисуса Христа через свидетельство ап. Павла во время его Первого миссионерского путешествия. В формировании его кроткого характера сыграли большую роль его мать и бабушка, о которых апостол пишет в своем послании. Хотя в вере и любви к Богу он был воспитан с самых малых лет, но не это является главным источником его верности Господу. Главное – это его личная встреча с Иисусом Христом и дальнейшее его сотрудничество с особым Божьим «сосудом», апостолом Павлом.
Нет сомнения, что ап. Павел искал себе молодого сотрудника, поэтому по свидетельству братьев Дух Святой указал на Тимофея. Какая колоссальная разница между ними?! Один – бывший гонитель, с глубоким смирением сознающий, что он – первый грешник, недостойный апостол и наименьший из святых; но с другой стороны, он был ревнителем закона, фарисей из фарисеев с блестящим образованием. Но он добровольно и сознательно отказался от своего земного преимущества, так как на деле знал и испытал в самом себе благодатное спасение Христово, незаслуженное спасение. Другой – молодой, неопытный, с малым образованием, со смешанным происхождением… Как такого мог взять ап. Павел, уже однажды разочаровавшийся в молодом Марке? Выбрал не он, а Дух Святой, Который смотрит на сердце. А в сердце молодого Тимофея с детства была отпечаток веры в Бога, затем принятое благодатное спасение Христово и верное следование за Ним. Конечно, апостол Павел хотел иметь своим сотрудником малознающего, но верного и смиренного в служении Христу. Малознающий Тимофей, но преданный Господу, познал многое, будучи с ап. Павлом, которому были даны чрезвычайные откровения.
Как было бы хорошо приблизиться к этим двум мужам Божиим и поучиться у них… Старый и закаленный Павел и молодой Тимофей сидят и о чем-то рассуждают. Вдруг Павел говорит Тимофею: «Пиши письмо к Филиппийцам». Тимофей приготовился писать, начинает апостол диктовать: «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах…» Ниже они обращаются с призывом к филиппийцам: «Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» (2:2). Как хорошо призывать других к единству, когда сами сотрудники имеют одну мысль, одну любовь. Павел и Тимофей имели единомыслие и единодушие. Они были единодушны и единомысленны, потому что были рабами Иисуса Христа. «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа», так они самих себя именуют. Павел, ради превосходства познания Христа, отказался от всего; а Тимофей, когда все искали своего, оставался верным Христу, и искал того, что угодно Ему.
Присмотримся внимательно к их взаимоотношению. Павел ставит имя Тимофея рядом со своим именем: «Павел и Тимофей…» Почему? Потому что он не видел в нем служителя, который ниже его стоит, но он ставил его выше себя, как и Дух Святой увещевает всех верующих, чтобы почитать других выше себя.
Павел – великий апостол, потому что у него было великое смирение. Призыв ап. Павла: «Подражайте мне, как я Христу», Тимофей видел наглядно.
Все свои заслуги и весь великий труд, который ап. Павел совершал, приписывает не себе, а благодати Господа Иисуса Христа. Вот что он говорит:
«Но благодатью Божиею есмь то, что есмь и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился; не я впрочем, а блогодать Божия, которая со мною»
(1 Коринфянам 15:10).
Из этих слов ап. Павла мы можем заключить, что он спасен по благодати, что служение его сопровождается той же благодатью. Со временем Бог открыл ему, что и в перенесении болезни или искушении также достаточно благодати Божией.
Об этом он говорит: «…дано мне жало в плоть, ангел сатаны удручать меня, чтоб я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня, но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей…» (2 Коринфянам 12:7-9).
Благодать, которая была с Павлом, и которая проявляла силу Божию в его немощи, также была и с Тимофеем. Благодать Божия сделал из Тимофея такого служителя, что, когда все искали полезное и нужное для себя, он искренно заботился о верующих и искал то, что угодно было Иисусу Христу.
Благодать Божия может сотворить все это и в жизни каждого из вас. Да будет эта благодать Божия со всеми вами!