Читаем 10 заповедей Исход 20:1-17.
Восьмая заповедь Бога – «Не кради» – является основанием всей нашей экономической системы, потому что утверждает тот факт, что человек имеет право, данное ему Богом, работать, зарабатывать, хранить и обладать. И отбирать у него то, что принадлежит ему по праву, – несправедливо в глазах Бога. В истории о сотворении мира нам рассказывается, как Бог создал землю, моря и нее, что на земле и в море. Затем Он сотворил человека и дал ему Свое творение во владение (см. (Бытие 1:26). Фактически никто ничем не обладает, ибо все принадлежит Богу. Но пока человек на земле, ему дано Богом право владения. И отрицать его – значит, нарушать само основание Божьего творения.
С начала времен были испробованы различные экономические системы, но по-настоящему жизнеспособна лишь одна – в кото-рой есть свободное частное предпринимательство Божьих людей. Говорят, что первые христиане также пытались установить коллективную собственность, но не стоит забывать, что их эксперимент не выдержал проверки и от него вскоре отказались. Апостол Павел писал: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фессалоникийцам 3:10).
Однажды Иисус рассказал притчу о чело-веке, который отправился в дорогу из Иерусалима в Иерихон. На него напали бандиты, избили его, ограбили и оставили лежать на дороге. Самарянин, проходивший мимо, помог тому человеку и заплатил за него, когда он не мог заплатить сам за себя (см. (Лука 10:30, 37). В этой простой истории мы ясно видим три возможных взгляда на материальные ценности. Мое толкование здесь не является первоначальным.
Во-первых, мы видим философию воров: «Что принадлежит моему ближнему – принадлежит мне, и я это отберу». Существует агрессивное воровство – ограбление, растрата и др. К этой же категории относится и жизнь не по средствам. Залезть в долги без разумной причины – также вид воровства.
Кроме того, мы способны отбирать у человека его внутреннюю поддержку. Не хлебом одним будет жить человек. Когда Марк Твен женился на Оливии Лэнгдон, она была искренней христианкой. Он относился к вере супруги настолько нетерпимо, что вскоре она перестала практиковать свои религиозные привычки. Позже, когда в ее жизни случилось горе, писатель посоветовал жене: «Ливи, попробуй опереться на свою веру». На что она печально ответила: «Не могу, ее больше не осталось». И до дня своей смерти его преследовала мысль, что он украл у жены то, что значило для нее так много.
Шекспир указал нам на самую последнюю форму воровства, когда написал для нас: «Тот, кто стащит у меня мое доброе имя, им не разбогатеет, а меня сделает поистине бедным». И прежде чем повторять что-либо плохое о ком-нибудь, задайте себе эти три вопроса: «Истинно ли это?», «Нужно ли мне об этом рассказывать?», «Порядочно ли мне о том распространяться?»
Существует множество способов агрессивного воровства.
Во-вторых, мы можем украсть, не только забирая что-либо у человека, но также удерживая что-нибудь от других. Философия священника и левита в истории о добром самарянине была таковой: «Что принадлежит мне – мое, и я сберегу это». Некоторые люди измеряют успех тем, как многим они обладают, величиной своей собственности. Идя по жизни, я встречаю множество людей-гробов, у которых есть место лишь для себя и ни для кого другого.
Иисус рассказывал нам о похожем человеке. Он весьма преуспел в жизни и скопил больше того, в чем нуждался. И как же он поступил? Он сказал себе: «Сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое». Бережливость – добродетель, но у нее есть опасная крайность. Каждый доллар, каким я обладаю, несет в себе определенное обязательство. Этот человек был настолько жадным, что не сумел увидеть ни своих возможностей, ни обязательств. И в результате он потерял свою жизнь (см. (Лука 12:16-21).
Пророк Малахия задал такой уместный вопрос: «Можно ли человеку обкрадывать Бога?» И ответ на него заключается в том, что мы обкрадываем Его «десятиною и приношениями» (Малахия 3:8). Существует четкая заповедь Бога: отдавать Ему десять процентов от всего, что Он вверяет нам в пользование. И вызывает опасение осознание того факта, что однажды мы предстанем перед Его судом за те Его деньги, которые мы удержали и использовали для себя.
В-третьих, добрый самарянин заметил нужду другого человека. Он считал: «Что принадлежит мне, принадлежит и другому, и я буду этим делиться». Давайте никогда не станем забывать, что наше право на частную собственность не заслужено нами, но эту привилегию дал нам Бог. Бог, таким образом, выражает Свое доверие нам, но мы остаемся Ему подотчетны. Способности и таланты, возможности и материальные ресурсы на самом деле не являются нашими. Это Божье вложение в нас. И, как всякий мудрый вкладчик, Бог ожидает дивиденды. Представьте, что я вложил свои деньги в компанию, и служащие этой компании использовали бы все доходы от моих вложений по своим интересам. Они бы меня таким образом обкрадывали. Аналогично и мы обкрадываем Бога.
Но как же мы можем отдавать Богу то, что и так уже по праву принадлежит Ему? Есть только один путь – в служении другим. Итак, позитивное значение заповеди «Не кради» заключается в посвящении себя служению, как материальными ресурсами, так и своей жизнью. Бернард Шоу говорил, что «джентльмен – тот, кто вкладывает в жизнь больше, чем от нее берет».
И еще одно. Однажды Иисус зашел в дом к человеку по имени Закхей. Несколько позже мы слышим, как Закхей говорит: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо».
На что Иисус ответил: «Ныне пришло спасение дому сему».
Воровство требует возмещения убытков. Никто не может сочетать в себе Христа и нечестные доходы. Ему следует выбрать что-то одно. И это решение порой нелегко сделать. Но правильный выбор будет сделать легче, если мы станем спрашивать себя:
«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?»
(Марк 8:36).