Читаем 10 заповедей Исход 20:1-17.
От проповедника требуется особенный такт и почтительность, чтобы проповедовать о седьмой заповеди Бога – «Не прелюбодействуй». Даже его упреки должны быть подобны свету маяков, которые должны спасать корабли. Это тот грех, который необходимо обсуждать как можно меньше. Но поскольку Бог поставил его вслед за убийством и огромная часть нашего общества склоняется к рассмотрению его как менее серьезного, чем нарушение Божьего вечного закона, мы нуждаемся в напоминании: «Не прелюбодействуй».
Моррис Уи рассказывал, что однажды профессор теологии, преподававший у них, сказал: «Порядка пятидесяти процентов всех человеческих несчастий вызваны нарушением этой заповеди». Это утверждение – «порядка пятидесяти процентов» – выглядит преувеличением. Студенты не поверили ему, не, проведя многие годы в служении, Уи согласился со словами своего преподавателя. Посидите рядом со мною во время моих исследований в церкви, расположенной на главной артерии города; послушайте звонящих мне; почитайте мою почту; побеседуйте с теми, кто приходит, чтобы поговорить со мной лично, – вы убедитесь, что тот профессор был прав.
Я хочу задать три вопроса, на которые сам и попытаюсь дать ответ. Что такое прелюбодеяние? Почему это неправильно? Что следует делать тому, кто нарушил этот закон?
Прелюбодеяние – это супружеская неверность, нарушение клятвы верности супругов друг другу. Любая сексуальная близость за пределами брака является актом супружеской неверности. Иисус пошел дальше в Своем определении прелюбодеяния. Он сказал, что даже похоть сердец, пусть и не выразившаяся в поступке, является прелюбодеянием (см. (Матфей 5:27-28). Мы знаем, что иногда неправедные мысли проникают в наш разум, и ничего не можем с этим поделать. Но суть похоти заключается в том, чтобы лелеять эти мысли и забавляться ими.
Это плохо потому, что так утверждает Бог. Он сказал, что прелюбодеяние плохо потому, что наносит вред людям. Всякий человек, кто обладает хоть капелькой совести, ощущает глубокое чувство вины за нарушение этого закона. Люди говорили мне, что, украв, оправдывали сами себя тем, что будто не совершили ничего дурного. Человек может, даже совершив убийство, при определенных обстоятельствах не испытывать угрызений совести. Но я ни разу не встречал человека, который совершал грех прелюбодеяния и пытался себя оправдывать. Мы все знаем, что прелюбодеяние – это грех. И нет таких обстоятельств, при которых его можно было бы оправдать. Таким образом, нарушив эту заповедь, разум человека получает рану. Реакция Давида на нарушение этой заповеди является всеобщей: «Грех мой всегда предо мною» (Псалом 50:5).
Прелюбодеяние плохо еще и потому, что порождает негативные последствия. Порез на пальце болит не очень сильно, но если в него попадет инфекция, она с кровью распространится по всему телу и может привести к смерти человека. Скорбь – та же рана. Она глубоко ранит и приносит много боли. Но это рана чистая, и, если ее не загрязнят горечь, чувство обиды или жалость к самому себе, она заживет. Но, когда я поступаю неправедно, результатом является рана гнойная, которая не заживает. Это уносит мир из моего разума, теребит совесть, будоражит мысли, порождает во мне противоречия, ослабляет силу моей воли и разрушает душу.
Филлипс Брукс сказал: «Берегитесь укрывательства, храните себя чистыми от необходимости что-либо скрывать. Ужасен тот час, когда приходит первая необходимость что-либо прятать. Когда есть от кого отводить взгляд, чего не касаться, тогда сама радость жизни улетучивается».
Основная причина, по которой прелюбодеяние является вредным, – это разрушение брака. У индейцев племени чироки была замечательная традиция. Во время брачной церемонии новобрачные соединяли руки над бегущим потоком воды, символизируя, что их жизни всегда будут течь вместе.
В счастливом браке должны присутствовать два основания. Во-первых, крепкая взаимная любовь, превосходящая любовь к чему-то или кому-то еще. И, во-вторых, полное доверие друг другу. Супружеская измена разрушает их оба.
Предположим, кто-то виновен в грехе прелюбодеяния. Можно ли что-нибудь с этим поделать? Откройте главу 8 Евангелия от Иоанна и прочтите о том, как виновную в супружеской неверности женщину привели к Иисусу. Толпа не видела другого выхода, как только до смерти побить ее камнями. Они спросили мнения Иисуса. Каким бы ни был совершенный грех, Он никогда не призывал к умерщвлению. Иисус ненавидел грех, но Он никогда не переставал любить грешника.
Когда я был маленьким мальчиком и жил в городке Тейт, штат Джорджия, я однажды услышал историю, рассказанную Сэмом Тейтом, которая произвела на меня сильное впечатление. Среди жителей городка был один пьяница. Однажды утром он сказал: «Сэм, вчера вечером мальчишки швыряли в меня камнями». «Может быть, они пытались помочь тебе стать приличным человеком», – предположил мистер Тейт. Бедный мужчина ответил: «Я никогда не слышал, чтобы Иисус бросал камнями в человека, желая помочь ему стать лучше».
Иисус ничего не ответил толпе, которая привела к Нему женщину, уличенную в прелюбодеянии. Вместо этого Он, склонившись, писал на песке. Мне интересно, что Он писал. Спустя некоторое время Он произнес тихо, но так, что все могли услышать: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень». И вновь, склонившись, стал писать на земле. Возможно, Он, зная эту толпу самоправедных людей, всегда готовых подталкивать падающих, писал на земле такие слова, как «лжец», «вор», «лицемер». И один за другим те, кто был готов обвинять, выпустив из рук камни, с позором удалились.
И вот наступает один из самых возвышенных моментов во всей Библии. Непревзойденный Спаситель остается наедине с этой женщиной. И ни одного грубого слова не произносят Его губы. Даже во взгляде нет осуждения. Вместо этого Он произносит мягко и нежно: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». Я представляю, как эта женщина стоит перед Иисусом. Она встает во весь рост, подбородок поднимается и плечи распрямляются; она ощутила, как исчезло былое бремя ее души. И вот она стоит обновленная в силе перед новым шансом.
Традиция полагает, что именно она находилась рядом с матерью Иисуса у Его креста, что именно она первой услышала весть о воскресении Иисуса, что именно ей было даровано благословение возвестить об этом другим. Чтобы возвестить о рождении Иисуса, Бог послал Своих ангелов с небес. Та привилегия не была вверена смертному человеку. А для провозглашения того, что Он воскрес к жизни, была избрана эта падшая женщина. И каким бы ни был мой грех, Христос и только Он может избавить меня от бремени вины и даровать мне новую жизнь.