Читаем 10 заповедей Исход 20:1-17.
Бог сотворил нас, чтобы мы жили вместе, и сам процесс жизни нуждается в регулировании определенными правилами. Без них жить людям вместе было бы невозможно. Существуют, к примеру, высокоскоростные магистрали, по которым может передвигаться множество машин, если они придерживаются определенных правил: едут по правой стороне, не совершают обгона при плохой видимости, движутся с установленной скоростью и т.п. Если нарушать правила, эта магистраль станет небезопасной для всех, кто ею пользуется. И вместо того, чтобы служить во благо людям, она становится орудием смерти и разрушения. Подобно шоссе, жизнь может быть хорошей или плохой в зависимости от того, как мы придерживаемся правил на жизненном пути. Бог заповедал пять правил, регулирующих наши отношения друг с другом. Первое из них – «Не убивай» (Исход 20:13).
Это в первую очередь применимо к себе самому. Не мы сами создали себе жизнь, и мы не обладаем властью, чтобы ее разрушить. Сама жизнь несет с собой неизбежную обязанность – жить. У некоторых людей возникают мысли о самоубийстве. Совершенно ясно, что самоубийство – это нарушение Божьего закона. Что Бог делает с теми, кто таким образом нарушает Его закон, я не берусь судить. Я также не знаю, каким будет результат в вечности. Бог предназначил суд для Себя, и Он, разумеется, принимает во внимание все обстоятельства и личную ответственность каждого.
Запрещено также убийство. Все благоразумные и здравомыслящие люди согласны в том, что мы не должны, взяв в руки оружие, стрелять ни в себя, ни в кого другого. В эту заповедь также входят правила о сохранении здоровья, нарушение которых может привести к смерти. Хотя могут быть различные ситуации, эта заповедь запрещает нам подвергать себя необоснованному риску для жизни, например, превышать скорость на автомагистрали, работать в небезопасных условиях, бездумно управлять домашним хозяйством, предаваться губительным наслаждениям и т.п.
Нам также запрещено подвергать себя или других опасности в моральной или духовной сфере. Мы способны убивать, разрушая веру или идеалы. Иофам был царем, но он не ходил в храм. Будучи человеком сильным, он сохранял себя в непорочности. Однако другие, видя его пример, тоже не ходили в храм. И в результате «народ продолжал еще грешить» (2 Паралипоменон 27:2). Таким же образом неблагодарность и пренебрежение, жестокость и безразличие могут стать медленными, но верными орудиями смерти.
Запрещены также эмоции, оказывающие разрушительное влияние на людей: страх, ненависть, ревность, злость, зависть, беспокойство, чрезмерная печаль и др. Чтобы им противодействовать, нам необходимо развивать в своей жизни положительные, живительные эмоции, такие как вера, надежда, смех, творчество и любовь. Любовь, к примеру, заключается в даянии. Даяние в любви разрушает эгоизм, что в свою очередь разрушает неверные желания. Это затем убивает ревность и изгоняет ненависть, что и предотвращает убийства из ненависти.
Это весьма сложный процесс, не такой простой, каким я попытался его изобразить. Еще один пример – чрезмерная печаль. Она является выражением жалости к самому себе, которая происходит от эгоизма, развивающегося из-за недостатка исходящей любви. «Не убивай» включает в себя всю сферу и причины для жизни. Относиться к жизни других с почтением – суть заповеди Бога для нас.
Жить самим и позволить жить другим – лишь часть значения заповеди «Не убивай». Она, несомненно, значит также жить и помогать жить другим. Иисус не счел необходимым остерегать нас от того, чтобы стать гангстерами и убийцами, но Он весьма недвусмысленно обвиняет тех, кто проходит мимо раненого брата. Сама основа этой заповеди в том факте, что Бог ценит каждого человека так же, как Он ценит меня. Есть лишь один Бог, Который сотворил из одной крови все народы, Который является Отцом, а все народы – братьями. Правило для жизни подразумевает, что мы правильно воспринимаем всех людей.
Лорадо Тафт, устанавливая скульптуру мальчика работы итальянского скульптора Донателло, пробовал различные варианты ее освещения. Сначала он расположил источники света внизу и направил их на лицо скульптуры. Затем, поглядев, он поразился: мальчик выглядел слабоумным. Он начал изменять освещение, пробовать разные варианты. Наконец, он установил источники света вверху, направив их на лицо мальчика. Когда он отошел, то улыбнулся, потому что мальчик был похож на ангела.
Это удивительная история. Когда вы смотрите на людей чисто с земной точки зрения, некоторые, в самом деле, выглядят невзрачно. Других мы считаем низшими, поэтому легко заключить, будто «те люди ничего не стоят». Но если вы взглянете на любого человека глазами христианской веры, освещенного светом, исходящим от Бога, тогда заметите в нем божественность. Всякая жизнь становится священной, и вы скажете: «Я должен не убивать, но помогать жить».
Одним из захватывающих моментов в книге «Quo Vadis» («Камо грядеши») Генрика Сенкевича является эпизод, описывающий события в римском Колизее. В первые дни распространения христианства царица Лигия была захвачена в плен и доставлена в Рим. С нею последовал ее слуга по имени Урс, человек огромной силы. Оба были христианами, и их должны были отдать на съедение львам. Когда пришел их час, на арене собрались тысячи людей. Великана Урса вывели на середину арены. Он встал на колени и начал молиться, не собираясь оказывать сопротивления. И вот на арену ворвался разъяренный дикий бык. К его спине была привязана Лигия.
Увидев опасность для своей госпожи, Урс схватил быка за рога. Это была ужасная битва: сила животного против силы и сердца силача. Медленно их ноги зарывались в песок. Понемногу голова быка склонялась к земле. Люди замерли, и в образовавшейся тишине был слышен хруст шеи животного, сломанной руками Урса. Урс разорвал веревки, привязывавшие его госпожу к спине мертвого животного, взял ее на руки и отнес на край арены.
Такова положительная сторона жизни. Такие чудовища, как ненависть, жадность, предубеждение, война, невежество, бедность, болезнь не задевают нас до тех пор, пока не подвергают опасности кого-то из наших любимых. Именно тогда мы напрягаем против них все свои силы. И как мы приходим к любви ко всем людям, так же мы выступаем на борьбу со всеми врагами человечества.
И вот что еще. Я знаю одного человека, который, хотя ему за семьдесят, значительную часть своих сил отдает на строительство школы. Он рассказал мне, что, наверное, никогда не увидит многих из тех детей, которые станут в ней учиться, но точно знает, что они будут сюда приходить и хочет к тому подготовиться. Тот же человек был обеспокоен сохранением природных ресурсов, всем, что могло сделать жизнь для последующих поколений полнее. Он был так сильно этим обеспокоен, что посвящал себя Дню, в который ясный свет откроет всякую ложь, и справедливость облечется в силу, и всякий болящий получит исцеление.