Читаем 10 заповедей (Исход 20:1-17).
Последняя из заповедей Бога для жизни гласит: «Не желай». Конечно, это отнюдь не значит, что всякое желание является порочным. Без желаний у людей не было бы стремлений, мы бы не работали, и не было бы прогресса. Желать – означает думать о себе и о том, что я могу получить. Бог же хочет, чтобы мы забыли о себе и думали о том, что мы можем дать. Эта заповедь провозглашена Иисусом другими словами. Апостол Павел, цитируя слова Иисуса, говорит: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деяния 20:35).
Слово «желание» происходит от греческого слова, означающего «стремление иметь больше». Есть люди, которым мало того, что они имеют. Такой человек постоянно не удовлетворён и, в конечном счете, жадность безжалостно тащит его по жизни и убивает его, оставляя ни с чем. Толстой написал рассказ, иллюстрирующий действие жадности. Крестьянину была предложена в дар та земля, которую он обойдет в течение дня. Поэтому он поспешил, чтобы завладеть большим. Но приложенные им усилия настолько истощили его, что, завершив круг к концу дня, он упал замертво. Он остался ни с чем.
Бог дал нам эти десять заповедей для нашего же блага. Он хочет нам только самого лучшего, чтобы мы могли получить от жизни все возможное. Эта последняя заповедь приводит нас к кульминационной точке в жизни, которая именуется «довольство». Это именно то, чего мы все желаем. Удовлетворенность приносит мир и радость в наши разум и сердце. И они являются наградой за жизнь по Божьим установлениям. Но эта заповедь должна быть последней. Без исполнения первых девяти ее невозможно соблюсти. Как человеку искоренить из своей жизни неверные желания? – Наполнив ее желаниями правильными.
Лучший итог десяти заповедям подвел Иисус:
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим… возлюби ближнего твоего, как самого себя»
(Матфей 22:37, 39).
Ставьте Бога и других прежде себя, наполните свой разум чем-то большим, нежели мыслями о себе. Поступая так, вы освободитесь, ваш эгоизм уничтожится, и вместо того, чтобы делать себя несчастными из-за того, чего не имеем, мы станем испытывать благословенный трепет, отдавая то, что мы можем отдать.
Есть хорошая история о четырех мужчинах, которые пошли в горы. Первый жаловался на боль в ступнях. Второй с ненасытностью рассматривал дома и фермы по дороге и мечтал ими владеть. Третий не сводил глаз с туч, опасаясь, что может пойти дождь. А четвертый любовался чудесным видом. Он смотрел далеко впереди себя, а не на себя и не на долину внизу, поэтому те маленькие беспокойства, которые одолевали остальных, ему не мешали.
И когда в наших глазах появляется Божья перспектива, возможность послужить нашим ближним, мы испытываем не эгоизм, вызывающий в нас жалость к себе, а плоды Духа. Теряя свои эгоистичные желания, мы обретаем любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (см. (Галатам 5:22-23).
Изучая Десять заповедей, мы испытываем чувство вины и стыда. Мы не жили в соответствии с Божьими заповедями. Как часто мы преступали их!
Я не знаю, каким будет тот день, в который Бог будет судить людей. Нашему разуму представляется Бог-Судья, сидящий перед большой раскрытой книгой, в которой записаны все наши прегрешения. Возможно, все будет совсем не так. Тем не менее, одно нам известно точно – этот Суд состоится. Как вы ответите на обвинение? Поклонялись ли вы идолам вместо Бога? – Виновен! Не жили в соответствии со своей верой, хулили имя Бога, не соблюдали Его день? – Виновен! Отбрасывали лучший опыт прошлого, не трудились в меру своих сил, поступали нечестно и нечисто? – Виновен! Произносили ложное свидетельство, желали плохого? – Виновен!
Размышляя о завтрашнем дне, мы с болью осознаем свое несоответствие требованиям и неспособность жить так, как должны. Мы почти предались отчаянию и чувству безысходности. И тогда мы стараемся думать о чем-то другом, чем-то лучшем, что может вместить человеческий ум. Позвольте мне привести здесь историю, о которой напоминает нам Моррис Уи.
Будучи молодым человеком, доктор А. Дж. Кронин заведовал небольшой больницей. Однажды вечером ему пришлось сделать срочную операцию одному мальчику. Операция была очень сложной, и поэтому доктор почувствовал огромное облегчение, когда парнишка пришел в себя после операции. Врач отдал распоряжения медсестре и отправился домой с чувством удовлетворения. Поздно вечером его настигло тревожное известие. Начались осложнения, мальчик находился в безнадежном состоянии. Когда доктор примчался к кровати мальчика, тот был уже мертв.
Медсестра была напугана и потому отнеслась к своим обязанностям с пренебрежением. Доктор посчитал, что ей нельзя больше доверять и написал письмо в Отдел здравоохранения, которое положило бы конец ее карьере в медицине. Призвав медсестру, он прочитал ей это письмо. Девушка слушала молча, переполненная стыдом и раскаянием. Наконец доктор Кронин спросил: «Разве тебе нечего сказать?» Она покачала головой. Ей нечем было себя оправдать. Затем она все же произнесла: «Дайте мне еще шанс».
Бог дал нам эти Десять заповедей, чтобы мы жили согласно им. И Его сердце, несомненно, испытывало глубокую печаль, когда раз за разом мы их нарушали. Мы стоим перед Ним, пристыженные и несчастные, не имея себе оправдания. И не потому, что мы того заслуживаем, но по Своей бесконечной милости Бог дает нам другой шанс.
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»
(Иоанн 3:16).
Если вы не нарушили Божьих заповедей, я полагаю, вы не нуждаетесь в Спасителе. Но есть ли среди нас кто-либо невиновный? Все, что мы можем, – это петь: «И нет для меня никакого оправдания, но Твоя кровь была пролита за меня». И, смотря в будущее, мы с ликованием повторяем вместе с апостолом Павлом: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Филиппийцам 4:13). Благодаря вере во Христа и послушанию Его воле мы обретаем прощение своих грехов и силу для победы в завтрашнем дне.