Читаем 10 заповедей (Исход 20:1-17).
Бог дал нам десять заповедей, по которым нам следует жить. Первые четыре касаются наших отношений с Богом. Последние пять – наших отношений с другими людьми. Пятая заповедь была названа средоточием Божьего закона. «Почитай отца твоего и мать твою» затрагивает наши отношения, как с Богом, так и с близкими людьми. Когда Бог сотворил людей, Он также установил для них правила, по которым им следовало жить друг с другом. Во-первых, мужчина и женщина соединяются в браке, и результатом их союза являются дети. Родители дают детям любовь и заботу, присматривают за ними. Кроме того, поначалу родитель фактически является для ребенка воплощением Бога. По мере того, как ребенок учится любить и почитать своих родителей, таким же образом ему позже предстоит научиться любить и почитать Бога.
Помимо этого, именно родители оказывают огромное влияние на формирование социальных взглядов ребенка. Именно в своем доме он впервые учится уважать личность других, принимать во внимание их права, подчиняться законам во благо всех людей. Уважение ребенка к власти и демократии должно формироваться (если оно вообще вырабатывается) в доме. Поэтому на взаимоотношениях между родителями и детьми в доме основывается почти вся наша цивилизация.
Конечно, отношения родителей и детей постоянно изменяются. Поначалу младенца нужно носить. Позже он учится ходить, держась за руку матери. Затем он начинает ходить самостоятельно. К десяти годам ребенок убежден, что его родители знают все. В возрасте около шестнадцати лет он уже не так уверен в своих родителях. К девятнадцати считает, что превзошел своих родителей в познаниях, а к двадцати двум годам – что совсем перерос их. Но в тридцать мы понимаем, что родители во многом были правы, а к сорока считаем, что они были просто совершенны. Обычно этот процесс нормален.
Когда я изучаю эту заповедь Бога – почитай своих родителей, – я понимаю три вещи:
1. Это значит, что родители должны быть почитаемы. Обычно дети являются отражением своих родителей, потому что это естественно для ребенка – почитать родителей, живя по тем же принципам, которые он видит в жизни своих родителей.
Генерал Дуглас МакАртур выразил мою мысль следующими словами: «Я по профессии солдат и горжусь этим. Но более того – я горжусь быть отцом. И я надеюсь, что мой сын, когда я умру, будет помнить меня не по битвам, но по тому, каким я был в доме, повторяя с ним эти простые слова молитвы: «Отец наш Небесный».
Таково первое значение этой заповеди, данной нам. Второе не менее важно.
2. «Почитай отца твоего и мать твою» означает не только то, что родители должны быть почитаемы, но и то, что дети должны осознавать, уважать и любить своих родителей. Как-то, когда я был пастором одной деревенской церкви, я поехал навестить прихожан и по дороге увидел на поле женщину, собиравшую хлопок. Я остановился и подошел к ней, чтобы побеседовать. Она рассказала мне, что ее сыну предложили работу на близлежащей мебельной фабрике с высокой заработной платой. И она сказала ему: «Сынок, поскольку твой отец умер, я работала на этом поле, чтобы дать тебе возможность учиться. Тебе остался всего один год в школе, и я смогу продолжить работать, чтобы ты завершил обучение».
Ее руки огрубели и покрылись мозолями, лицо было обветрено, а спина сгорблена. И если ее сын, смотря на нее, не видит перед собой самой прекрасной женщины на земле, то он совершенно ее не достоин. Может быть, наши родители допускали некоторые ошибки, но они даровали нам жизнь. Они вскармливали нас младенцами, любили нас. И это больше, много больше того, чем кто-либо когда для нас сделал или сможет сделать.
3. Но эта заповедь жизни относится не только к нашим непосредственным родителям. Она также означает, что мы должны осознавать свой долг перед прошлым и быть за него благодарными. Когда я стою на кафедре по воскресеньям, меня наполняет чувство гордости. Но когда я взираю на своих прихожан, то вижу мужчин и женщин, которые приходят сюда вот уже сорок, пятьдесят и даже шестьдесят лет. Почти сто лет потратили люди, чтобы построить ту церковь, в которой я сегодня проповедую. И позади остались еще около двадцати веков христианской истории, которую не сломили ни темницы, ни огонь, ни меч. А еще ранее существовали пророки прошлого с верой Авраама. Все мои возможности происходят благодаря вкладу тех, кто лучше меня. Поэтому я никогда ничего не мог бы совершить, что было бы равноценно тому, что уже для меня сделано.
В тот вечер, когда умер мой отец, мое сердце переполнилось. Я думал о борьбе, которую он вел, пытаясь получить то небольшое образование, что он мог позволить себе. Размышлял и о его большей борьбе за то, чтобы дать своим детям лучшие возможности, чем были у него. Я вспоминал о том, как он брал меня с собой в сельские церкви, где я гордился им, слушая его проповеди. О том, как позже я сам стал проповедником, и мы, подменяя, читали проповеди друг за друга. А сейчас его голос умолк. Мое возникшее чувство одиночества развеяло осознание того, что теперь у меня была не только моя собственная работа, но что мне также предстояло заменить отца. Иногда люди говорят мне, что я пытаюсь делать слишком много. Но я убежден, что должен выполнять работу за двоих.
Так же и со всеми нами. Кого мы представляем собой и что имеем, основано на том, что мы получили. Нам следует не просто быть сосудами, чтобы донести наследие до следующего поколения. Мы должны также увеличивать это богатство. Каждому предоставлена возможность сделать вклад. Наши обязательства отличаются: кому-то было дано пять талантов, кому-то два, а кому-то один. Но просто принять то, что нам дано, много это или мало, и не приумножить этого – значит стать таким, как «лукавый раб и ленивый».