Читаем 10 заповедей (Исход 20:1-17).
Каждая из десяти заповедей, установленных Богом для жизни человека, является жизненно важной. Однако, давая их Моисею, Бог сказал о четвертой из них более, чем о какой-либо другой. Он использовал лишь два слова, заповедуя относительно убийства, и 78 (семьдесят восемь!) слов, чтобы сказать и объяснить нам: «Помни день субботний, чтобы святить его». Прежде всего, Бог заповедует нам помнить. С научной точки зрения, человек никогда ничего не забывает. Всякая мысль, когда-либо возникшая в мозгу, оставляет в нем неизгладимый след. Но на практике мы можем забывать почти все. Мы забываем имена и даты, свои обязанности и даже самого Бога. Что-то мы стремимся забыть сознательно, так как воспоминания о нем нам неприятны. Другое мы забываем потому, что наш разум забит различными проблемами. Мы забываем хранить день Божий. Но Бог говорит, что человек нуждается в том, чтобы отделять один день в неделю и сохранять его святым. И не исполнять этого – значит, испытывать последствия.
Во-первых, Бог задумал субботу, как награду человеку за его труд. Человек трудящийся заслуживает отдых и, забывая о Божьем даре, он просто обманывает самого себя.
В своей книге «Река востока» Шолем Эск цитирует слова одного пожилого еврея, Мойше Вольфа, относительно дня Господня. Это самое лучшее из знакомых мне высказываний о субботе. Он сказал так: «Когда человек трудится не для того, чтобы поддерживать свою жизнь, но для обретения богатства, он попросту раб. Поэтому Бог установил субботу. Ибо именно благодаря субботе мы знаем, что не являемся рабочими животными, которые рождены, чтобы есть и трудиться. Мы – люди. Именно суббота является целью человека, а не труд. Суббота – это тот день отдыха, который человек зарабатывает своим трудом. Именно благодаря тому, что иудеи отделили субботу святым днем для Бога, они были избавлены из рабства в Египте. Именно отделением субботы они провозгласили, что были не рабами, но свободными людьми».
Во-вторых, Бог дал нам воскресенье, потому что каждый человек нуждается в восстановлении своих сил. Человек подобен аккумулятору, который может разрядиться и нуждаться в подзарядке. Джералд Кеннеди рассказывал о двух группах людей, которые в давние времена направились через всю Америку на запад в Калифорнию. Одной группой руководил человек верующий, другой – неверующий. Первая группа останавливалась каждую субботу, чтобы поклоняться Богу и отдыхать. Другая группа была настолько захвачена идеей добыть золото в Калифорнии, что двигалась без отдыха. Они ехали каждый день. Удивительно то, что группа людей, соблюдавших субботу, достигла цели первой. В наши дни мы пришли к выводу, что человек способен выполнить больше работы за шесть или даже пять дней, чем за семь. Истощенный человек не может эффективно трудиться.
Также нам следует давать отдых своим душам. Как-то группа американских исследователей направилась в Африку и там наняла несколько проводников из числа туземцев. В первый день они шли быстро, во второй тоже торопились, как и в третий, и последующие дни. На седьмой день исследователи заметили, что проводники сидят под деревом. «Пойдемте», – позвали они, на что один из проводников ответил: «Мы не пойдем сегодня. Мы будем отдыхать, чтобы дать нашим душам возможность догнать наши тела». Для этой цели Бог заповедует: «Помни день субботний».
Мы потратили так много времени в спорах о том, чего мы не должны делать по воскресеньям, что иногда забываем: что же нам в этот день делать следует. Бог подарил нам этот день не для того, чтобы мы соблюдали запреты, но чтобы дать нам возможность использовать самое возвышенное и важное в жизни. Пожилой шахтер как-то объяснял человеку, его навестившему: «Я позволяю своим мулам не спускаться в шахту один день в неделю, чтобы они не потеряли зрение». Так и человек, который не уделяет времени, чтобы отдохнуть от ежедневной однообразной работы, портит зрение своей души. Философ Джордж Сантаяна говорил: «Фанатик – это тот, кто, потеряв из виду цель, удваивает свои усилия». И большую часть из лихорадочной суетности, которую мы видим в наше время, производят люди, не имеющие цели. Бог утверждает, что нам необходим один день в неделю, чтобы не потерять цели из вида. Или, как выразился Томас Карлейль: «Человек, для которого поклонение не стало привычным, представляет собой лишь очки, за которыми нет глаз».
Человек нуждается в расслаблении, восстановлении и духовном вдохновении. Оливер Венделл Холмс говорил так: «В моем сердце растет маленькое, застенчивое растение, именуемое благоговением. Я ухаживаю за ним по воскресеньям». И хорошо будет, если все мы будем взращивать ростки благоговения в наших сердцах, потому что, как напоминает нам Достоевский, «человек, который не преклоняется ни перед чем, никогда не сможет вынести своей тяжести». Многие из наших страхов, беспокойств и нервных напряжений никогда бы не возникли, если бы мы выполняли эту четвертую заповедь Бога.
Мы слишком спешим. Библия призывает нас: «Остановитесь и познайте, что Я – Бог» (Псалом 45:11). Красота не криклива. Миловидность тиха. Лучшие из наших настроений не шумны. Знакомые нам призывы Бога всегда спокойны и тихи, высказаны негромким голосом. Вот как изображает Новый Завет
Иисуса Христа: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откровение 3:20). Бог ненавязчив. Он не врывается в чью-либо жизнь без приглашения. Он сдержан и обходителен. «Нам нужен день, чтобы распознать Его голос, день, в который мы отдаем свой слух Всевышнему», – хорошо сказал д-р Фосдик.
Так же как люди строят телескопы, чтобы получить более ясное изображение звезд, так почти с самых истоков цивилизации они строят храмы и выделяют день для поклонения, с тем чтобы получить более отчетливое представление о Боге и высшем смысле жизни. «Помни день субботний, чтобы святить его», – говорит нам Бог.