Читаем молитву «Отче Наш» (Матфей 6:9-13).
Чтобы молиться действенно, Иисус учит нас прежде заполнить разум мыслями о Боге и признать Его верховную власть. Нам следует молиться так: «Да будет воля Твоя». Именно на этих словах многие люди запинаются, робеют и отворачиваются от Бога. И я думаю, что знаю, почему.
Изучая психологию в школе, я разработал ряд словесных тестов, которые потом использовал на своих прихожанах. Например, я произносил слово «Рождество» и просил назвать человека первое слово, приходящее ему на ум. Мне называли такие понятия, как Санта Клаус, декорации, подарки и Притчи Редко кто вспоминал Христа. Поэтому я мог бы за-ключить, что мы поставили на коммерчес-кую ногу и придали языческий характер Дню рождения Господа. Я полагаю, что такой тест является обоснованным при некоторых ограничениях.
Итак, давайте испробуем его на самих себе. Я назову вам фразу и проверю вашу первую ассоциацию. «Божья воля». Какая мысль при этом возникает в вашем мозгу? Смерть возлюбленного, или какая-то ужас-ная катастрофа, или тяжелые муки от какой-то неизлечимой болезни, или определенная значительная жертва. Большинство людей ассоциирует с Божьей волей какую-нибудь мрачную картину.
Возможно, одна из причин тому – молитва Господа в Гефсиманском саду: «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лука 22:42). И мы видим, как из Своего подчинения Божьей воле Иисус взошел на Голгофу и был пригвожден ко кресту. Поэтому воля Бога и грядущие кресты являются для нас синонимами.
Однако мы можем обратиться дальше в прошлое. Был такой человек по имени Иов, который потерял свое богатство, его дети погибли, его оставила жена, а тело терзала болезнь. Иов связывал все приключившиеся с ним несчастья с Богом, поэтому говорил: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1:21). Поэтому, когда наши сердца разбиты, мы говорим, «на то Божья воля». И, естественно, мы избегаем такой воли.
Похоже, что общепризнанным является убеждение, будто воля Бога предназначена для того, чтобы причинять нам несчастья, подобно противному лекарству во время болезни или посещению зубного врача. Кроме того, мы полагаем, что были бы много счастливее, если бы не придавали Божьей воле значения. Мы никогда не говорим: «Нет, я навсегда поворачиваюсь спиной к тому, чего хочет Бог». Но мы говорим так: «В данное время я буду придерживаться собственного суждения и следовать своей воле».
Кто-нибудь должен сказать нам, что восход солнца также происходит по воле Бога, существует время сбора урожая, обеспечивающего нас пищей и одеждой, без которых невозможна была бы жизнь на земле. Бог установил смену времен года, они подчиняются Его воле. Фактически, хорошее в жизни намного превосходит плохое. Восход солнца случается чаще, чем циклоны.
В доме с паровым отоплением я чувствую себя уютно и комфортно во время зимней стужи. Задолго до моего рождения на свет Бог устроил залежи газа в земле, который сейчас используется для обогрева моего дома и мне во благо. Я мог бы сказать, что зимние морозы случаются по воле Бога, но должен также помнить, что и тепло, обеспеченное Богом, является Его волей. Уклоняетесь ли вы от Его воли или с благодарностью подчиняетесь ей, это зависит от того, с какой точки зрения вы смотрите.
Иисус сказал: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе». «Как на небе», – сказал Он. О чем думаете вы, когда слышите слово «небо»? Думаете ли вы о мире, достатке, совершенной радости, отсутствии боли, страданий и слез? Такими видел небеса Иоанн, о чем он и написал в главе 21 книги Откровения. Именно этого хотим мы здесь и сейчас в нашей жизни.
Иисус говорит нам, что в этом заключается воля Бога для нас.
Прежде чем молиться «Да будет воля Твоя», вы должны верить, что она является наилучшим и самым счастливым путем. Однако иногда мы подчиняемся насущному, тогда как Бог взирает на жизнь в целом. Например, возьмем двух школьников. Желание учителя состоит в том, чтобы они часами усердно учились. Один из учеников восстает против трудностей учебы. Он желает быть счастливым, поэтому идет в кино. Возможно, он даже бросает школу, чтобы следовать своим беспечным путем.
Другой же мальчик старательно овладевает знаниями, несмотря на трудности. Взгляните на этих ребят десять или двадцать лет спустя. Беззаботный из них теперь связан и ограничен своим невежеством. Он испытывает лишения и трудности из-за недостаточного образо-вания. Другой же юноша чувствует себя свободнее, счастливее, для него жизнь является более легкой и хорошей благодаря тому, что он должным образом подготовился к ней.
Был человек по имени Иосиф, любимый сын Иакова. Для него дом был источником огромной радости. Но в братьях взыграла ревность, и они бросили его в ров, а затем продали в рабство. Позже эти его братья стояли перед ним в нужде. И Иосиф сказал им:
«Не печальтесь, и не жалейте о том, что вы продали меня сюда; потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни»
(Бытие 45:5).
Нет сомнения, путь Иосифа был тяжел. Но он сохранил свою веру, не сдался и в конце концов мог взглянуть на прошедшее и увидеть, как мы читаем в «Гамлете», что «Божье провидение руководит нами». Крест явился результатом повиновения нашего Господа в Гефсимании, но за ним были пустая гробница и искупленный мир.
Иногда не Бог проводит нас через темные долины и глубокие воды. Причиной тому МОгут быть наши собственные невежество и безрассудство. Но даже в такие периоды мы можем испытывать Его близость, ибо из наших ошибок Бог силен сотворить нечто прекрасное. Не Бог был причиной страданий Иова, но, благодаря его вере, Бог смог в конце концов использовать их Иову во благо. Поразительно, что может сотворить Бог с разбитым сердцем, когда мы отдадим Ему все его кусочки.
Божий путь – не просто наилучший и ведущий к счастью, но он также нам по плечу. Многие уклоняются от исполнения Божьей воли, опасаясь что Бог призовет их совершить нечто им неносильное. Человек, которому был вверен один талант, закопал его в земле. Объясняя своему господину причину того, что он даже и не пытался его использовать, он сказал:
«Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; и убоявшись пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое»
(Матфей 25:24-25).
Он опасался необоснованных требований своего господина, полагал, что даже самым лучшим в себе не сможет ему угодить. Не многие из нас способны быть великими артистами. Способность быть выдающимся лидером не присуща большинству из нас. Мы могли бы привести тысячи дел, на которые не способны.
Но в одном мы можем быть уверены – мы способны исполнить Божью волю. Моисей считал, что он не может. Когда Бог призвал его вывести израильтян из рабства, он пытался найти отговорку. Он искренне ощущал, что задание было выше его способностей. Но он выполнил его. С полной верой и уверенностью вы можете молиться: «Да будет воля Твоя», потому что Бог – наш любящий Отец, Который знает Своих детей лучше, чем они сами знают себя. Он желает, чтобы мы использовали лучшее, на что способны, и не ожидает большего.
Молиться «Да будет воля Твоя» – это фактически быть готовым к действию. В 1792 году Уильям Кэрей проповедовал на основе следующего стиха:
«Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви твои, и утверди колья твои»
(Исаия 54:2).
Это была одна из самых влиятельных проповедей, когда-либо прочитанных на земле, потому что в результате было основано Миссионерское общество баптистов, историю деятельности которого не сможет описать множество книг. В той проповеди Кэрей сделал изве-стное утверждение: «Ожидайте великого от Бога, пытайтесь совершить великое для Бога».
Но вот что важно отметить. Он не просто проповедовал о миссионерском движении, он оставил все, что имел, и сам поехал в Индию в качестве миссионера. Как будто он буквально молился так: «на земле, как и на небе». Молясь, он имел в виду всю землю и посвятил свою жизнь в ответ на свою молитву.
Не так давно я получил письмо с прось-бой молиться о том, чтобы больше ни один ребенок не был покалечен полиомиелитом. В письме приводилась цитата из Библии: «Так нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Матфей 18:14). Имея трех детей, я, разумеется, стал молиться, чтобы опасность полиомиелита была устранена.
И я считаю, что мы можем получить от-вет на эту молитву когда только захотим. Но мы вкладываем миллиарды долларов в вооружение. Говоря о борьбе с полиомиелитом, мы видим необходимость финансирования. Кто знает, но если бы деньги, потраченные на атомные бомбы, были направлены на медицинские исследования, возможно, мы могли бы решить проблему не только полиомиелита, но и рака, артрита и многих других болезней.
Нас заставляют ощущать необходимость создания громадной системы обороны. Но все-таки, кто же ошибается? Если бы мы вложили в деятельность христианских миссий в Японии средства, затраченные на одну битву при Перл-Харборе, возможно, этой войны и вовсе не было бы. Если бы мы направили усилия на формирование духа христианства в Германии после Первой мировой войны, Гитлера могли бы никогда не услышать.
Фактически, Божья воля исполняется на земле. Она действует и в вашей жизни. На-пример, не вы решили, в каком веке хотели бы родиться. И у вас не было возможности выбрать, кто будет вашими родителями. Цвет вашей кожи, пол, ваша внешность – все это решено за вас высшей волей, волей Бога.
И Божья воля вершится в ваших жизнях. Для вашей жизни есть своя цель. Я верю, что ни один человек не родился случайно. Прежде чем вы родились на земле, Бог задумал вас. Вы можете противиться воле Бога, но в конце концов ваша воля будет полностью разбита. Вы можете преодолевать жизнь и не найти в ней ни радости, ни мира. Или вы можете выбрать Божью волю и ей подчиняться.
Как сказал об этом Теннисон: «Наша воля принадлежит нам, и мы не знаем, как это возможно; наша воля принадлежит нам, чтобы подчинить ее Твоей».
Как мне распознать Божью волю относительно моей жизни? Многие этого так и не узнают, потому что Бог не открывает Себя тем, кто не серьезен в своем стремлении. Никто не может войти в Его святое присутствие впопыхах. Если вы молитесь таким образом: «Господи, вот что я хочу сделать и надеюсь, что Ты это одобришь», то вы попросту теряете время. Лишь те, кто искренне ищет Божью волю, у кого достаточно веры в Бога, чтобы посвятить себя ее исполнению, только тот может ее познать. Молитва «Господи, открой мне Твою волю. И если она мне понравится, я подчинюсь ей» является бесполезной. Вам необходимо принять Божью волю прежде, чем-она вам открыта. Можете ли вы это сделать или нет – зависит от того, что вы думаете о Боге.
Тем, кто искренен, Бог открывает Свою волю многими путями. Часто мы познаем ее благодаря интуиции. Один психиатр как-то сказал мне: «У человека либо есть интуиция, либо ее нет. Она не относится к тем понятиям, которым можно научиться». Но это нечто, чем может наделить Бог.
Я беседовал с людьми, которые испытывали неразрешимые проблемы. Возможно, они провели множество томительных часов, пытаясь уснуть, но не могли из-за мучившей их проблемы. В покое пасторского исследования мы беседовали о Боге и Его любви к нам. Затем после молитвы мы обсуждали волновавшую их проблему. И не однажды я замечал, как словно свет озарял их лица, когда неожиданно приходил ответ, решение их вопроса. В таких случаях я говорю, что Бог дал идею. Иногда подобное называется «светом изнутри».
Бог может раскрывать Свою волю через совет других людей, через обстоятельства, опыт прошлого, открытие Его законов благодаря научным исследованиям, через Свою Церковь. И мы определенно открываем для себя Его волю, когда исследуем жизнь и учение Иисуса.
У меня есть небольшой радиоприемник, который я ношу в своей сумке. Находясь дома, я могу слушать любую из радиостанций Атланты, на которую настроюсь. Но если я удалюсь от города, сигнал радиостанций становится неразличимым. Это тот же радиоприемник с теми же батарейками. Но просто я слишком далеко забрался. Многие не могут услышать голос Бога, потому что находятся далеко от Него.
Уверенность в том, что вы находитесь посреди Божьей воли, устраняет страхи и беспокойства лучше, чем что-либо еще. Я про- . цитирую Данте: «В Его воле – источник нашего мира». Подчинение Божьей воле уничтожает боязнь о завтрашнем дне. Мы знаем, знаем наверняка, что, если исполняем Его волю сегодня, завтрашний день будет протекать согласно Его воле. Я отнюдь не фаталист, напротив, я могу сказать вместе с псал-мопевцем: «И не видал праведника оставленным» (Псалом 36:25). Повиновение Ему сегодня предполагает, что Он позаботится о нашем завтра.
Итак, Иисус учит нас, что первые три на-ших просьбы следует высказывать с глазами, непоколебимо устремленными на Бога. Есть в молитве часть, в которой мы будем гово-рить о наших собственных нуждах, и Господь уверяет нас, что это правильно – молиться за себя. Но прежде, чем мы перейдем к своим проблемам, Бог должен заполнить наш разум. Тогда мы будем готовы просить Его сделать что-либо для нас.