Читаем молитву «Отче Наш» (Матфей 6:9-13).
Да приидет Царствие Твое – второе, о чем заповедал нам молиться Иисус. Само слово «царство» является оскорбительным для американцев. Наше слово – «демократия». Мы требуем права управлять самостоятельно. Особенно в наши дни восстаем мы против диктаторов и тоталитаризма. Фактически, некоторые из нас так сильно сражаются за свое право управлять, что свергают с трона Самого Бога.
Но нам не следует забывать, что в каком-то смысле Божье Царство уже наступило. Его законы управляют Вселенной с абсолютной властью. Ученому известен закон Бога. Он видит его в точности строения космоса. Врач поведает вам о существовании некоторых законов о здоровье. Повиноваться им – значит, быть здоровым, противиться – значит, умереть. Психиатр понимает, что мышление человека должно соответствовать определенным направлениям. Свернуть в сторону – значит, потерять равновесие. Даже социолог учит нас, что благо одного является предпосылкой для блага многих. Мы все взаимосвязаны братскими отношениями, что является Божьим законом.
Бог учредил Свое Царство на земле, что включает Его закон и Его правление. Оно учреждено здесь и сейчас. Нравится нам это или нет, Бог правит нами. Как давным-давно сказал пророк:
«Душа согрешающая, та умрет»
(Иезекииль 18:4).
Мы взираем на здание органов государственной власти штата. Нам известно, кто занимает пост губернатора и кто входит в законодательный орган. Мы представляем, как человек издает свои законы. Тем не менее, любой закон, принятый в моем штате, может быть аннулирован или исправлен. Придут другие губернаторы и законодатели.
С законами Бога все по-другому. Я мог бы воспротивиться Божьему закону гравитации и шагнуть из окна высотного здания, но это не изменило бы закона, а лишь навредило бы мне самому. Поэтому я предпочитаю спускаться на лифте. Разве это не нарушение Божьего закона, происходящее благодаря механизму, созданному человеческим гением? Отнюдь. Представьте, что будет, если трос кабины лифта оборвется. Такое случалось. И сам факт, что проектировщики лифтов используют прочный трос, который подлежит регулярному осмотру, свидетельствует о признании ими Божьего закона и повиновении ему.
Этот мир – Божье Царство. Он живет под Его суверенным руководством и властью, управляется Его законами. Однако в своей глупости и непослушании человек спешит разрушить себя. Придем ли мы когда-нибудь в себя? Признаем ли мы Божий закон, чтобы подчиняться и повиноваться ему? Есть множество таких, кто говорит «нет». Они настолько развращены и испорчены эгоизмом, так ослеплены грехом, что не способны различить правильного пути, и, даже если бы смогли, не имеют воли, чтобы ему следовать.
Отовсюду мы слышим предсказания о разрушении мира. Нам проповедуют о вечном, неизбежном наказании в аду. На нас кричат лжепророки, которые не видят надежды, но испытывают только ужас наказания Божьего суда. Но Иисус заповедал нам молиться: «Да приидет Царствие Твое». Разумеется, Он не только верил в возможность его наступления, но и был убежден в реальности самого события.
Однажды вечером Иисус навсегда закрыл двери Своей плотницкой мастерской, чтобы заняться «делом Своего Отца». И этим делом было установление Божьего Царства на земле. Вот суть Его первой проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матфей 4:17). Это же стало лейтмотивом всего Его служения. Он никогда не терял Своей веры, и даже после воскресения Иисус проповедовал Своим ученикам о Царстве Божьем (см. (Деяния 1:3).
Когда мы молимся «Да приидет Царствие Твое», стоит сделать ударение на слове «приидет». Намного легче молиться «Да идет Царство Твое». Много легче молиться за обращение Африки или жертвовать на служение миссий, чем честно признать грехи своей жизни, покаяться и обратиться от греховных путей.
Легче набожно бороться за мир, чем простить кого-либо, кто нас обидел. Давид Ливингстон бороздил Африку, чтобы донести до дикарей Божье Слово. Но прежде он посвятил самого себя Богу. И даже в последний день своей жизни он записал в дневнике: «Мой Иисус, мой Царь, моя Жизнь, мое Все, я вновь посвящаю всего себя Тебе».
Есть в Писании один стих, который буквально преследует меня. Мне выпала благословенная возможность проповедовать многим людям. На этой неделе, когда я пишу эти строки, я приехал в Колумбию, столицу штата Южная Каролина, чтобы проповедовать в ее одной из самых больших церквей. Каждый вечер собиралась огромная аудитория, и еще многих зал не мог вместить. Однако есть нечто более трудное, чем проповедовать другим. Апостол Павел писал: «Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Коринфянам 9:27). Если величайший из проповедников христианства всех времен опасался потерпеть кораблекрушение, насколько верно это для меня.
«Да приидет Царствие Твое». Это означает, что я смотрю внутрь своего сердца и прошу Бога очистить его. Это значит, что я преклоняюсь перед Ним в вере и послушании.
Арчибальд Рутледж поведал мне историю о том, как однажды он повстречал лесничего, чья преданная собака умерла несколько минут назад в огромном лесном пожаре, не решившись оставить сумку с едой хозяина, которую ей поручено было охранять. Со слезами на лице старик произнес: «Мне всегда следовало быть осторожным в том, что я ему говорил, потому что я знал – он это выполнит». Таковой должна быть и эта молитва.
Иисус сказал: «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, нашед одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» (Матфей 13:45-46). Жемчужины, проданные им, символизировали годы труда, представляли все, чем он обладал. Все же одна жемчужина стоила всех остальных. Поэтому по-настоящему просить «Да приидет Царствие Твое» – значит, быть готовым пожертвовать всем остальным, чтобы обрести Бога. Бог требует от нас либо всего, либо ничего.
Для меня намного проще рассуждать о грехах всего мира, о коррумпированности правительства или, например, о зле алкоголизма или порнографии. Но прежде, чем молиться о приходе Божьего Царства туда, мне нужно впустить его в свою жизнь.
Джонатан Эдварде, один из самых талантливых проповедников, которых когда-либо знала Америка, молился так: «Я иду проповедовать с двумя установками. Во-первых, каждому человеку должно посвятить свою жизнь Христу. И, во-вторых, отдаст ли или нет кто-нибудь Ему свою жизнь, я отдаю Ему свою».
Апостол сказал:
«Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас»
(Ефесянам 4:31-32).
Вот что означает для нас приход Божьего Царства. И когда оно наступит, тогда мы сможем распространять его в силе. Неправедные люди не могут быть эффективными борцами за праведный мир. Как поется в одном негритянском гимне, «Не мой брат и не моя сестра, это я, о Господь, кто нуждается в молитве».
«Да приидет Царствие Твое». Когда эта молитва получит ответ, у нас не будет сомнения в том, что сила Божьего Царства объемлет этот мир.