Читаем молитву «Отче Наш» (Матфей 6:9-13).
Иисус учит нас тому, что человек должен молиться о шести вещах. Но прежде чем просить о других пяти, ему следует молиться «Да святится имя Твое». Однажды Моисей пас овец на склоне горы. Вдруг он увидел куст, который горел не сгорая. Спустя некоторое время Моисей подошел ближе, чтобы посмотреть на чудо.
На самом деле это Бог присутствовал в том кусте, собираясь открыть Моисею Свою волю относительно его жизни. И когда Моисей приблизился, он услышал голос, говорящий: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исход 3:5). Это значит, что прежде чем Бог обратится к человеку, человек должен быть настроен почтительно и благоговейно.
Многие люди принимаются молиться только во времена трудностей, т.е. когда возникает нужда, которую мы сами не можем разрешить. Тогда мы молимся исключительно о себе, прося Бога сделать что-либо для нас. Именно поэтому так мало людей молятся действенно. Иисус учит, что прежде нам нужно заполнить разум мыслями о Боге. «Святится» подразумевает почтение и благоговение.
Но, обратите внимание, Иисус не призывает нас святить Божье имя. Напротив, это молитва, в которой мы просим Бога о том, что сами сделать не в силах. Таким образом мы словно просим Бога Самого освятить Свое имя. Нечестивый человек не может сделать для Бога ничего, пока Бог не сделает что-либо для человека. Представьте, что художник, положим, величайший художник всех времен, сказал: «Я пойду и раскрашу небо». Мы над ним просто посмеемся. Итак, человек не может освятить имени Бога. Если бы вы попытались испачкать небо дегтем, вы преуспели бы лишь в поднятии кисти над собой. Небо осталось бы таким, какое оно есть. Итак, что же имеет в виду Иисус под словами этой молитвы?
Акцент падает не на слово «святится», а на «имя». Библия – это книга имен. В ней всякое имя имеет свое значение, раскрывающее характер носящего его человека. Например, имя «Иисус» означает «Бог есть Спасение». Поэтому ангел возвестил Иосифу:
«И наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их»
(Матфей 1:21).
Когда Андрей привел своего брата ко Христу, Господь сказал: «Ты – Симон, сын Ионин», что означало «движущийся песок» и отражало его характер. Но под влиянием Христа ему предстояло стать новым человеком. Поэтому Иисус сказал, что его имя будет изменено: «Ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)» – нечто твердое и непоколебимое (см. (Иоанн 1:42).
Узнать имя человека – познать самого человека. Поэтому Божье «имя» означало откровение о Его сущности. Так, фраза «Да святится имя Твое» на самом деле означает «Раскрой мне Себя, Боже». Давным-давно Иов задал вопрос: «Можешь ли ты исследованием найти Бога?» (Иов 11:7). Ответ – нет. Человек может познать Бога, только если Бог решит открыть ему Себя.
Уолтер де ла Маэр поставил вопрос, который мы все подчас задаем. Молясь, он желает знать: «Есть ли там кто-либо?» Прежде чем молиться, вам следует увериться в том, что есть Некто, Кто слушает вас, осознать Его присутствие.
Есть три-четыре пути, которыми Бог раскрывает Себя. Во-первых, в Своем удивительном творении. «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Псалом 18:1). Это было первым откровением, посредством которого Бог раскрыл Себя. Когда мы стоим на берегу моря, нас завораживает необъятная громада воды, раскинувшаяся у наших ног. Помня, что Он может исчерпать все моря «горстью своею» (Исаия 40:12), мы понимаем истину о Его силе. Посреди горных вершин мы осознаем Его величие.
Иисус в благоговении предстоял перед дикой полевой лилией и видел в ней Божью славу (см. (Матфей 6:28-29). «Земля пропитана небом, и каждый обыкновенный куст горит Богом», – поет миссис Браунинг. Мы взираем на небо и видим безграничность Божью, смотрим на крошечные снежинки – и открываем Его совершенство. А закат солнца рассказывает нам о Его красоте.
Несмотря на это современный человек рискует позволить своей самонадеянности уничтожить это Божье откровение. Вместо того чтобы молиться о дожде, мы склонны сами генерировать дождь. Мы насаждаем тучи, но кто их создал? Иисус повествует нам об одном человеке, похожем на нас самих.
«У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?.. Сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое»
(Лука 12:16-18).
Мне, моя, мои, мой, мое. В его мыслях нет осознания Бога. Он не видит Бога Создателя.
Во-вторых, Бог раскрывает Себя через людей. Моисей являет нам Божий закон, в Амосе мы видим Божью справедливость, в Осип – Его любовь, в Михее – Его нравственные стандарты. Кто-то проявил к нам доброту, когда мы были больны, оказал помощь в трудную минуту, был рядом в нашем одиночестве. Кто-то, кого мы обидели, простил нас в любви. В каждом из таких маленьких поступков нам открывается толика Божьей природы. Вам легче познать Бога благодаря любви вашей матери, посвященной жизни некоторых друзей, героизму подобных Жанне д’Арк. Совместное поклонение более значимо, потому что мы учимся друг у друга.
Наконец, наивысшее Божье откровение явлено нам во Христе. «Видевший Меня видел Отца». Как поет Генри Уэбб Фаррингтон:
Не знаю, как вифлеемский Младенец Мог быть Божеством. Я знаю только, что Родившийся в яслях Принес мне Божью жизнь.
Не знаю, как голгофский крест Мог мир греха освободить. Я знаю только, что непревзойденный Он явил мне Божью любовь.
Не знаю, как гробница Иосифа Могла разрешить тайну смерти. Я знаю только, что живой Христос – Наше бессмертие.
По мере того как вы читаете четыре Евангелия и наблюдаете за Иисусом, вы начинаете убеждаться в том, что на самом деле видите Бога.
И еще Бог раскрывает Себя таким образом. Я затрудняюсь это назвать или объяснить. Мы можем именовать этот путь «тихим, нежным голосом» или ведением Его Духа. Но я могу засвидетельствовать, что бывают моменты (возможно, они возникают не часто), когда вы убеждены, что получили прямое откровение от Него. Так Самуил слышал голос Бога.
Зная Бога, мы молимся «Да святится имя Твое», т.е. «Уверь нас в Себе, Боже, чтобы мы могли лучше понимать Тебя». И когда наши мысли наполнены Богом, когда мы постоянно вглядываемся в Него, те грехи, которые так легко завладевают нами, теряют свою силу над нами, и мы обретаем как желание, так и способность повиноваться Ему. К этому нам следует стремиться, чтобы молиться действенно.