Читаем молитву «Отче Наш» (Матфей 6:9-13).
Наш Господь установил для нас три просьбы, касающиеся нас самих. Одна затрагивает наше настоящее – «Хлеб наш насущный дай нам на сей день». Вторая касается как прошлого, так и настоящего – «И прости нам долги наши». Третья молитвенная просьба обращает нас к будущему. Все из нас соглашаются с тем, что необходимо молиться о пище насущной и прощении, но большинство по-разному видит то, о чем следует молиться относительно дней грядущих.
Обращая свой взор в будущее, в чем осо-знаем мы нужду, чтобы о том молиться? Чего мы опасаемся и чего стараемся избежать более всего? Для некоторых это болезни, поэтому мы молим Бога сохранить нас в здравии, принимаем лекарства для профилактики и тратимся на страховки. Мы боимся бедности, поэтому откладываем средства на черный день. Другие опасаются страданий. Нас беспокоит возможность испытать боль.
Нас пугают непопулярность и критицизм, преклонные годы и смерть. Но когда Христос говорит нам, о чем следует молиться касательно нашего будущего, Он не упоминает ничего из перечисленного. Единственное, о чем нам необходимо молиться относительно грядущего, – о том, чтобы не поступать неправедно. Одного должно нам опасаться более всего – того, что посреди искушения мы поскользнемся.
Но нам свойственно относиться к этой установленной Господом молитве насчет будущего более безответственно, чем к любой из других пяти просьб. Мы не боимся искушений. Фактически, мы настолько уверены в собственной способности руководить собой, что делаем искушения своим постоянным попутчиком.
Есть такая давняя история об одном человеке, который был некогда заядлым алкоголиком, но исправился и победил эту порочную привычку. Однако, отправляясь в город, он продолжал привязывать лошадь к столбу напротив городского бара. Со временем он опять вернулся на прежний путь. Если бы в нем присутствовал здоровый страх перед искушением, он стал бы привязывать лошадь в другом месте.
Чаще всего искушение приходит в мыслях. В потайных уголках нашего разума мы инсценируем и проигрываем свои мысли. Мы читаем книги, описывающие порочность, играем с динамитом эмоций, как будто с безобидной игрушкой. Мы ставим себя в опасные ситуации и наслаждаемся ими. Продолжаем поддерживать отношения с дурной компанией. Во время работы или отдыха какой- то привлекательный голос может нашептывать: «Брат, отдай мне твою душу». Мы можем колебаться, отдавать ли одну монету, даже если у нас полный карман мелочи, но не задумываясь рискуем душой, хотя знаем, что это может быть навечно. Повстречав такое искушение, мы до глупости храбры.
Иисус учит нас другому – опасаться грядущих искушений более, чем чего-либо другого. Наши сильные стороны являются нашей самой большой слабостью, потому что чрезмерная уверенность в себе, своих силах ведет к падению. Мы боимся своих слабостей и защищаемся от них. Но полагаемся на сильные стороны и тут оступаемся. «Посему, кто думает, что стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Коринфянам 10:12).
Что же такое искушение? Во-первых, это побуждение совершить нечто порочное. Прочтите книгу Бытие, главу 3, и вы узнаете в ней ту историю, которая так или иначе повторилась в жизни каждого человека после Адама и Евы.
Змей спросил Еву: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» На что Ева ответила: «Можно есть от всех деревьев, кроме одного. Если мы вкусим от него, то умрем». Змей убеждает Еву, что плод от этого дерева ей не повредит. «Фактически, если вы отведаете плоды этого дерева, то обретете жизнь более полноценную и свободную».
Вот где ее убеждения вступают в борьбу с разумом и совестью. Возникает противоречие между Божьим запретом и ярким, привлекательным обещанием получить запретное. Таким образом возникает искушение.
Во-вторых, искушение подразумевает испытание или переживание. Оно похоже на развилку жизненной дороги, когда каждый должен решить, каким путем идти, как действовать, каким быть. Мать, чей сын был убит, может испытывать искушение обозлиться и стать грубой. Повстречавший в жизни трудную ситуацию может подвергнуться искушению укрыться за стеной спиртного.
Тот, кому суждено быть прикованным к кровати или инвалидной коляске, может предаться состраданию самому себе. Когда с нами обошлись нечестно, возникает искушение ненависти, озлобленности или обиды. Тот, кто живет в достатке, уязвим в суете и себялюбии. Успешный склонен к чрезмерности во власти.
Будучи еще школьником, Наполеон написал эссе об опасности амбициозности. Тем не менее, его собственные амбиции разрушили его жизнь. Моисей был известен за свою кротость. Библия говорит, что он был самым кротким человеком на земле (см. (Числа 12:3). Но однажды он попытался присвоить себе Божью силу, когда высекал воду из скалы, и потерял возможность войти в обетованную землю. Симон Петр был известен своей импульсивной смелостью. Тем не менее, в этой своей сильной стороне он проявил слабость, когда отрекся от своего Господа.
Человек не сильнее, чем он есть и своей слабости. И у каждого есть своя ахиллесова пята, то, в чем он уязвим. Мы потенциально подвержены искушениям, потому что наделены свободой выбора. И, поскольку ни один человек не обладает железной волей, каждый может упасть. Мы способны делать выбор между хорошим и плохим, между истиной и ложью, храбростью и малодушием, щедростью и скупостью. И сама возможность выбора становится искушением.
Многие спотыкаются, ошибочно толкуя эту просьбу, полагая, что Бог не вводит Своих детей в испытания. Но ведь Бога заботит создание характера, и, чтобы развить характер, Он дает нам свободу выбора. Иначе мы были бы лишь марионетками.
Жизнь была бы намного проще, не имей мы такой свободы. Томас Генри Хаксли однажды провозгласил: «Если бы некоторая великая Сила согласилась сделать так, чтобы я мыслил и поступал всегда правильно при условии, что буду механическим, как часы, я бы, не задумываясь, согласился на сделку. Единственная свобода, к которой я стремлюсь, – это свобода поступать правильно. Со свободой поступать неправильно я готов расстаться». Но свобода в одном требует свободы и в другом, т.е. порождает искушение.
Бог наделил каждого из нас свободной волей, Тем не менее, само обладание свободой должно нас так настораживать, чтобы мы стремились оградить себя всяческими предосторожностями. Нам следует опасаться любых обстоятельств, которые могут повлечь наше падение.
Иисус говорит нам: «И если правая рука твоя соблазняет тебя, отсеки ее» (Матфей 5:30). Он, возможно, имеет это в виду в буквальном смысле, ибо, несомненно, человеку было бы лучше потерять лишь руку, чем свою душу. Однако я полагаю, что под рукой Иисус имеет в виду и дела рук: «Все, что может рука твоя делать…» (Екклесиаст 9:10). Если каждодневная работа вводит вас в такие ситуации, которые вас искушают, вам лучше оставить такую работу, даже если это будет жертвой.
И вновь Иисус говорит: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его» (Матфей 5:30). Говоря здесь о глазе, скорее всего, Он имеет в виду то, на что наши глаза устремлены – наши цели и амбиции. Человек может быть настолько захвачен желанием преуспеть в общественном положении или материальном достатке, что может дойти до готовности «добиться успеха любой ценой». Если направление вашей жизни подвергает опасности нашу душу, будет лучше выбрать другую дорогу.
«И не введи нас в искушение» – это молитва, заставляющая нас взирать на принимаемые нами решения, по ту сторону целей, на конец дороги, по которой идем.
Эта молитва, ответ на которую мы получаем и получаем различным образом. Иногда мы получаем ответ непосредственно через Божье провидение, которое кто-то именует случайным стечением обстоятельств. Почему вдруг вам не досталась определенная работа или возможность? Может, это Бог вмешался? Временами мы получаем ответ на эту молитву через определенное понимание. В некоторые тяжелые моменты мы словно чувствуем глубоко внутри себя тот путь, который следует избрать.
Чаще всего Бог отвечает на эту молитву, давая внутреннюю силу всем тем, кто искренне ее желает. В отчаянии мы иногда сдаемся, чувствуем себя пойманными затруднительными обстоятельствами, цепями привычки или унаследованной слабости. Мы говорим: «Что толку? Я не могу ничего лучше». Но когда мы всем сердцем желаем подняться над своим искушением и обращаем взор к Богу за избавлением, мы обретаем новую внутреннюю силу, новый дух уверенности.
Один из самых возвышенных стихов в Библии спрятался в маленьком Послании Иуды: «Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости» (Иуда ст. 24). Вы начинаете осознавать, что сотворены для победы, а не для поражения, призваны преодолевать порочное, а не преклоняться перед ним. И тогда торжественно вы провозглашаете вместе с апостолом: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Филиппийцам 4:13).
Самым большим обманом сатаны является то, будто бы мы вынуждены грешить. «В конце концов, ты же человек», – говорит он, и таким образом наши высокие намерения рушатся. Мы подчиняемся и выходим из битвы. Человек начинает смотреть на это с другой точки зрения, когда узнает о той силе, которая превосходит человеческую. «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Это потрясающе могущественная сила, если мы осознаем ее.
Есть такая небольшая детская история о паровозике, который карабкался на гору. Пыхтя и упираясь, он продолжал говорить себе: «Я думаю, что смогу, я думаю, что смогу, я думаю, что смогу». Ничто никогда не удается выполнить человеку, который твердит: «Я думаю, что не смогу. Это выше моих сил». Просто произнести «Я могу» – уже значит ощутить моментальный прилив сил. Но добавить к тому пару слов и сказать «Я могу в Нем» – значит, приумножить свою силу во много раз.
Изучите жизнь тех, кого мы считаем святыми, кто достиг необычайной духовной силы, и вы увидите, что это было их секретом. Они грешили, но никогда не сдавались перед грехом. Они никогда не считали падение окончательным, никогда не переставали смотреть вперед с уверенностью, но продолжали себе говорить: «Я могу в Нем». И к их конечным усилиям прибавлялась Его сила.
Эта же сила доступна для каждого из нас. Вы можете обращать свой взор в прошлое, смотреть на позор и поражение, но я говорю вам, что вместо того вы можете устремляться в будущее мира и победы. «Только веруй, только веруй, что все возможно, только веруй». Это больше, чем просто слова из гимна. Это суть христианской веры.
Какую поразительную уверенность полагал в нас наш Господь! К.Ф. Эндрюс напоминает нам древнюю легенду о том, как по возвращении Иисуса на небеса один ангел спросил Его: «А что Ты оставил там, чтобы продолжить работу?» Иисус ответил: «Небольшую группу мужчин и женщин, которые любят Меня». «Но что если во времена испытаний они потерпят неудачу? Неужели все, что Ты совершил, будет утеряно?» «Да, – сказал Иисус. – Если они потерпят крушение, все, что Я совершил, будет утеряно».
«И больше там ничего не осталось?» «Нет, – ответил Иисус, – больше ничего». «Но что же тогда будет?» Иисус непреклонно ответил: «Они смогут».
Встречая завтрашний день с такой уверенностью, мы можем победоносно провозгласить: «Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь». Мы видим полную победу Бога в своих собственных жизнях и во всем мире.