Читаем молитву «Отче Наш» (Матфей 6:9-13).
Иисус указывает нам шесть просьб, о которых должно молиться. Три из них касаются Бога, а три последние – нас самих. Все шесть имеют первостепенную важность, однако есть одна, которую Он помещает в центр внимания. Он не находит необходимым подчеркнуть то, что нам жизненно важно молиться об освящении имени Бога, о наступлении Божьего Царства или об исполнении Его воли.
Он не указывает особо на нашу нужду в пище, хотя без хлеба ни один из нас не проживет. Но, завершив Свою молитву, Господь посчитал необходимым вернуться и акцентировать наше внимание на одной просьбе. «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» – вот та фраза, на которую Он обращает наше внимание. Он говорит:
«А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших»
(Матфей 6:15).
Не то чтобы Бог дарует нам прощение в обмен на наше прощение другим. Божье прощение не зависит от того, прощаем мы других или нет. Скорее, последнее является условием, необходимым нам, чтобы испытать Божье прощение. Шекспир сказал для нас: «Милосердие не процеживается словно сквозь сито, оно изливается на нас с небес щедрым дождем». Однако можно закрыть растение кусочком железа, и капли дождя его не достигнут. Гак же и я могу окружить свою душу духом непрощения и полностью исключить действие прощающего милосердия Божьего.
Неправильный дух по отношению к другому человеку может причинить ему боль, а может и не причинить. Но это определенно разрушает мою собственную душу. Букер Т. Вашингтон осознавал это, когда говорил: «Я не позволю ни одному человеку уменьшать и унижать мою душу, побуждая меня испытывать к нему ненависть».
Я вспоминаю эпизод из «Амос и Энди», известного в свое время радио- и телевизионного комедийного сериала. Там был один здоровяк, который постоянно шлепал Энди по груди, когда они встречались. В конце концов, Энди не выдержал и сказал Амосу: «Я подстроил ему ловушку. Я спрятал во внутреннем кармане пиджака динамит, и в следующий раз, когда он ударит меня, его руке придется несладко». Энди не осознавал, что в то же самое время разорвется его собственное сердце. Динамит ненависти может причинить боль кому-то еще, а также разрушить наше собственное сердце.
Слова «прощая» и «прощены» являются неразрывными близнецами. Они всегда идут вместе, никогда не разделяются. На смертном одре королевы Каролины лорд Честерфилд сказал такие печальные слова: «И, не простив, прощенная умираешь».
Господь Иисус сказал такие слова на кресте: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лука 23:34). Часто то, что мы порицаем, – не более чем чей-то невинный поступок. Но для нас есть более важные причины, по которым мы не сдерживаем своего недовольства: «ибо мы не осведомлены». Если бы мы поняли того человека, наши суждения, как правило, не были бы такими резкими.
Обладая такой ограниченной способностью понимать друг друга, становится опасно выдвигать себя на роль судьи. Библия говорит: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Римлянам 12:19). Если мы мудрые, то оставим возмездие Богу. Где-то я прочел следующие строки:
«Оставил ли Бог небеса и предоставил их вам, чтобы судить, что правильно, а что нет, и как каждому должно поступать? Я думаю, Он все еще у власти и знает, когда скипетр поднять. Поэтому, осуждая других, Просто помни: ты – не Бог».
«Как и мы прощаем» – заповедано нам молиться.
Одна семейная пара приехала в детский дом, чтобы усыновить ребенка. Один маленький мальчик особенно им приглянулся. Они рассказали ему обо всем, что собирались ему дать, – одежду, игрушки, хороший дом. Ничто из перечисленного, казалось, не затронуло сердца мальчугана. Наконец, они спросили его: «Чего бы тебе хотелось больше всего?» Он ответил: «Мне просто нужен кто-нибудь, кто любил бы меня».
Вот чего хочется всем нам. Глубоко в сердце каждого человека есть жажда быть любимым. Одиночество является испытанием для большего числа людей, чем мы можем себе представить. Тем не менее, людей нелегко любить. У них много недостатков, они говорят то, что не должны, многим присущ дух антагонизма и непривлекательности. Несмотря на это Иисус учил нас молиться: «Прости, как и мы прощаем». Это единственная молитвенная просьба, на которой Он акцентировал внимание. Возможно, ее труднее всего произнести.
«А если не будете прощать людям согрешений», долгов или грехов! Любое из этих слов могло быть использовано; возможно, все три лучше отражают то, о чем думал Господь. Долги подразумевают неспособность выплачивать по своим обязательствам и не только финансовым. Есть и такие долги, как долг дружбы, гражданства и пр.
Согрешения свидетельствуют о незаконном использовании чужой собственности. Мы встречаем знаки, гласящие: «Нет посягательствам», и знаем, что это требование «Не подходить!» Наши друзья посягают также на наше время, наше имя, наносят ему вред, говоря о нас неправду. Наши друзья во многом посягают на нас.
Грех свидетельствует о пороках и дурном поведении. И мы видим, как много этого в наших друзьях. Фактически, чем пристальнее вы исследуете недостатки своих друзей, тем труднее будет молиться этими словами: «как и мы прощаем других». И иногда мы выражаем свою любовь друзьям, а в ответ испытываем лишь горькое разочарование.
Порой мы можем испытывать те же чувства, какие переполняли сэра Вальтера Релея, который написал своей жене всего за несколько часов до своей смерти: «Какому из друзей препоручить тебя, я не знаю. Ибо друзья оставили меня в час настоящего испытания». Некоторые люди пережили настолько сильную боль, что не смогли признать верными слова Теннисона, который сказал:
«Я храню ее верно, что бы ни приключилось,
Я испытываю ее, когда больше всего страдаю;
Лучше любить и любовь потерять,
Чем не любить никогда».
Но обратите внимание, что сказал Иисус: «Прости нам долги наши». Он прежде указывает нам на наши собственные долги, согрешения или грехи. Пороки тех, кто нас окружает, также присутствуют в нас. Может быть, не те самые, может быть, даже худшие. Господь не сказал нам молиться: «Прости нас, если мы согрешили». Касательно нашей греховности нет сомнения.
Давайте зададим себе вопросы и честно на них ответим. Во-первых, какой из моих недостатков самый худший? То есть когда я не жил в соответствии со своими обязательствами? Во-вторых, каким образом я дурно обращался с кем-либо? В-третьих, какой один из грехов, который я совершил? У каждого из нас найдется свой ответ на эти вопросы. Мы все признаны виновными.
Но в то же время, есть ли у наших должников ответы на те же вопросы? Они, в свою очередь, тоже виновны. Итак, вот важный момент: если вы будете прощать других, то сможете принять и испытать Божье прощение собственных грехов. Мне это представляется выгодной сделкой. А вам?