Читаем заповеди блаженства (Матфей 5:2-12).
Чего мы хотим более всего? Когда мне случается оказаться вблизи местечка Ворм Спрингс (штат Джорджия), я останавливаюсь около того небольшого домика, который так любил Франклин Д. Рузвельт. Сюда он приезжал, чтобы отдохнуть и поразмышлять и тишине этого милого места. В ночь, предшествовавшую его смерти, он был здесь и планировал свою поездку в Сан-Франциско, чтобы принять участие в работе Организации Объединенных Наций. Он писал спою речь, последние из написанных им слов. Вот они:
«Мы ищем мира, прочного мира… Нам следует развивать науку человеческих отношений – способность всех людей любого склада жить и работать вместе в одном мире в согласии… По мере того как мы движемся к тому, чтобы сделать величайший в мире вклад, какой только могут сделать люди в создание крепкого мира, – я призываю вас поддерживать свою веру».
Более всего другого желанием его сердца был мир, что соответствует желанию моего сердца и вашего. Мы хотим мира вокруг себя и мира внутри себя. Тот факт, что последняя книга раввина Джошуа Лот Либмана «Мир в разуме» раскуплена уже почти в количестве миллиона экземпляров, является красноречивым свидетельством того, что люди жаждут мира.
Кульминацией прославления ангелами Бога при рождении нашего Господа были слова: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лука 2:14). Мир был целью миссии Христа.
«Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам»
(Иоанн 14:27).
Когда мы размышляем о Божьем Царстве, нам представляется царство мира, в котором прекратились все раздоры. Поэтому нас не удивляет, что наш Господь заповедал мир в качестве одного из ключей от Царства.
Как подчеркнул в начале своей книги раввин Либман, существует много земных среди наших желаний: здоровье, любовь, богатство, красота, талант, власть, известность; но без мира в разуме все это приносит мучения вместо радости. Если у нас есть мир, не важно, чего другого нам недостает, жизнь стоит того, чтобы жить. Без мира, пусть мы обладаем всем остальным, этого недостаточно.
Что же такое мир? Простое отсутствие раздоров еще не является миром. Когда Иисус говорил о мире, вокруг не было войны, но не было и мира. Римская империя повергла мир на колени, и люди потеряли как средства к ведению войны, так и желание воевать. Когда Париж покорился Германии без борьбы, кто-то сказал: «Лондон потерял свои здания, но Париж – свою душу».
Мир является положительной силой. Вы можете очистить участок земли от вредных сорняков, но только это еще не превратит землю в сад. Это будет лишь бессодержательным клочком земли. Он превратится в сад, когда на нем вырастут цветы. Один из пророков прошлого напоминает нам, что просто сломать свои копья и мечи недостаточно. Мечи должны стать плугом, а копья – серпами (Михей 4:3).
Чтобы обрести мир, как в окружающем мире, так и в своих душах, следует не только искоренить ненависть, подозрение и страх. Должны быть посажены и выращены любовь, радость, добро и понимание. Чувство мира должно быть создано. Поэтому нам необходимо быть творцами мира, если мы хотим войти в Царство Божье.
И начать созидание мира следует внутри самих себя. Доктор Ральф У. Сокмэн в своей книге «Высшее счастье», лучшей из всех известных мне книг о заповедях блаженства, выделяет слова Христа:
«И если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот»
(Марк 3:25).
Затем автор указывает три области, в которых наблюдаются разделения в жизни: внешнее и внутреннее, стремление вперед и тяга назад, высокая и низкая природа. Давайте немного ближе взглянем на них.
Внешнее и внутреннее. Фарисеи главным образом стремились выглядеть благонравно внешне. Все их поступки были движимы мотивом «быть замеченными людьми». Их беспокоило то, что подумают о них соседи. В своем стремлении выглядеть снаружи тем, кем они не являлись внутри, они стали лицемерами. Лицемер испытывает отсутствие мира. И пока наше внешнее поведение и внутренний характер не гармонируют друг с другом, у нас не может быть мира.
Стремление вперед и тяга назад. Физически мы сотворены для того, чтобы идти вперед. Ходить задом неудобно. Маленькая девочка пыталась застегнуть платье у себя на спине. В конце концов, у нее опустились руки, и, подойдя к маме, она сказала: «Я не могу это сделать, потому что я впереди себя». Но в своей способности мыслить мы представляем противоположность. Нам легче думать назад, чем вперед. Мы знаем, что произошло вчера, а о дне завтрашнем можем только гадать. Таким образом, нам легче жить размышлениями о прошлом, и мы с неохотой меняемся.
Мы нагружаем себя тщетными сожалениями об ошибках прошлого; поэтому идти по жизни становится труднее. Не зная покаяния, мы мучаем себя угрызениями совести, бес полезным беспокойством и самобичеванием за что-то, происшедшее в прошлом. Покаяние же является освобождающим переживанием, ведущим к прощению. Оно хоронит прошлое под благословенной надеждой о грядущем.
Высокая и низкая природа. Наконец, мы обретаем мир благодаря решениям своей души. Илия встал перед народом на горе Кармил и обратился с просьбой принять решение: «Долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте». Библия говорит, что «не отвечал народ ему ни слова» (З Паралипоменон 18:21). О, трагедия всякого, кто не может принять решения. Необычайный внутренний мир обретает тот человек, который принимает решение следовать за Богом. Я полагаю, что некоторый мир, прекращение борьбы испытывает и тот человек, который решает идти против Бога. Но продолжать жить с неразрешенным вопросом – значит, испытывать страдания. «Никто не может служить двум господам». Иисус произнес эти слова около двух тысяч лет назад, и до сих пор мы не научились понимать их.
Самая старая из историй о человеке повествует о том, как он согрешил, а затем спрятался от Бога. Прятаться от Бога – наиболее жалкое переживание, какое только может испытать душа человека. Мир же с Богом – самое благословенное переживание. Одним из величайших мыслителей всех времен был Коперник. Он трансформировал представление человечества о Вселенной. Надпись на его надгробном памятнике, установленном в городе Фрауенбург, гласит: «Я не ищу доброты, проявленной к Павлу, не прошу и благодати, подаренной Петру, но того прощения, которое Ты даешь грабителю, искренне молящемуся». Вот путь, чтобы начать обретение мира.
Ангел сначала сказал: «Слава в вышних Богу» и только затем произнес: «И на земле мир».