Читаем заповеди блаженства (Матфей 5:2-12).
Вторым ключом к Божьему Царству является плач. Это для нас еще менее привлекательно, чем бедность. Тем не менее, только те, кто способен переживать, могут плакать.
На протяжении тринадцати лет отец Дэмьен был миссионером среди прокаженных в местечке Молокай. Однажды утром он пролил немного кипятка на ступню. Но не возникло даже легкой боли. Тогда он понял, что был обречен. Он осознал, что смерть подобралась к его телу и мало-помалу будет его завоевывать. В сотни раз лучше было бы для него, чтобы пролитый кипяток вызвал боль.
Апостол Павел рассказывает нам о людях, которые дошли «до бесчувствия» (Ефесянам 4:19). Это ужасное состояние, однако, до некоторой степени каждый из нас этим страдает. Сократ сравнил совесть человека с женой, с которой невозможно развестись. Пусть с ней нельзя развестись, но человек может подавлять ее так сильно, что вскоре ее голос станет вовсе неразличимым.
Один человек, чьи ноги были ампутированы, поделился своими переживаниями. Он оказался на сильном морозе где-то на крайнем севере. Пока ноги давали о себе знать болью, он за них не беспокоился. Но через некоторое время боль прекратилась, и тогда он осознал, что его ступни обречены. Боль утихла, когда они замерзли.
Так же и с совестью. Если вы, совершив что-то постыдное, чувствуете боль, тогда радуйтесь. Вы станете безнадежным только тогда, когда ваша душа станет бесчувственной. Стюарт Н. Хатчинсон рассказал о маленьком мальчике, который, услышав от отца, что совесть – это тихий голос, упрекающий нас, когда мы совершаем что-то неправильное, молился так: «О Боже, сделай этот тихий голос громким».
«Блаженны плачущие», – сказал наш Господь. Он не имеет в виду пессимиста, который постоянно видит во всем только плохое, не говорит здесь об эгоистичном человеке, чье честолюбие было затронуто, или о человеке, в котором потеря чего-то вызвала горечь и возмущение. Первый ключ к Божьему Царству – «бедность духа» – указывает нам, что мы должны сознавать свою нужду в Боге. Итак, второй ключ говорит, что нам следует так сильно убиваться о своих моральных и духовных недостатках, что мы не должны успокоиться, пока не найдем Бога и не обретем душевный покой в Нем.
В современной церкви почти отказались от использовавшейся в прошлом так называемой скамьи плача. Это было место, где кающийся грешник мог искать божественного прощения. Вместо этого у нас теперь есть психологические клиники. Я никоим образом не принижаю помощь современной психологии. Я провел огромное количество часов, консультируя людей, но консультации самой по себе недостаточно.
В наши дни нам хочется Божьих благословений без Его очищения. Мы желаем слышать проповеди о том, как завоевывать друзей, как обрести душевный мир, как избавиться от своих страхов. Но нам не следует забывать, что Христос пришел для того, чтобы сделать людей богоугодными, а не просто дать им ощущение богоугодности.
Каждое воскресенье вечером в моей церкви я предоставляю людям возможность выйти и помолиться у алтаря. В среднем от шести до семи сотен человек выходит, чтобы преклонить колени пред Богом. Наблюдая, как по лицам некоторых из них струятся слезы, я чувствую неописуемую радость. Путь к кресту непрост, но это путь домой.
Иисус сказал нам: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». Затем Евангелие добавляет: «Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет» (Иоанн 12:32-33). И, смотря на страдания нашего Спасителя, мы, несомненно, ощущаем их на себе. Только мертвая душа способна взирать на Него без слез и рыданий.
Не будем забывать, что именно грехи людей привели Иисуса на крест. Если бы люди меньше ходили путями греха, Его путь на Голгофу был бы менее крутым. Если бы они были менее жадными и эгоистичными, гвозди, пронзившие Его руки, жгли бы не так сильно. Если бы они были менее гордыми, терновый венец на Его голове не принес бы столько боли. Если бы люди больше любили других, они бы питали к Нему меньше ненависти.
На кресте Иисус произнес: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лука 23:34). Разумеется, ни Пилат и Каиафа, ни Ирод и солдаты не знали, что они делали. Завистливые, себялюбивые люди попросту устраняли с пути Того, Кто перешел им дорогу. Их невежество и заставило Иисуса понести Свой крест.
Но мы-то знаем. С самого детства нас обучали основам Евангелия. И именно мы огорчаем Его более других, до невыносимости усиливаем Его боль. Он умер, чтобы исцелить наши разбитые сердца, и взамен мы разбиваем Его сердце своими грехами и безразличием к Нему.
«Блаженны плачущие». Те, кто тревожится настолько, что сердце и дух сокрушаются, ведут к глубокому покаянию.
«Когда Иисус взошел на Голгофу, они повесили Его на дереве. Огромными гвоздями они пронзили Его ноги и руки, сделали распятие. Они возложили Ему на голову терновый венец, раны Его были глубоки и красны от крови. То были незрелые, жестокие годы, и человеческая плоть ничего не стоила.
Когда Иисус пришел в Бирмингем, они просто прошли мимо Него. Они не повредили даже волоса на Его голове, но просто позволили Ему умирать. Ибо люди стали более деликатны и не причинили бы Ему боли. Они просто-напросто прошли мимо Него по улице, оставив Его под дождем».
(Из книги «Невыразимая красота» Дж. А. Стаддерта Кеннеди, изд.«Ходдер и Стоугтон» Лимитед)
Возможно, вы испуганы. Вы боитесь прийти перед Его лицо. Вы стыдитесь повстречаться с Ним. Вы осознаете свою жалкость. Тогда соберитесь с духом и радуйтесь, потому что ваши позор, сознание собственной жалкости, страх и сокрушение – то, что может дать вам Его покой.
Взирая на свою жизнь, вы можете видеть собственное разбитое сердце. Радуйтесь, что оно разбито. Принесите его ко кресту. Там, под жаром Его любви, ваше сердце может вновь, расплавившись, обрести целостность. И тогда ваша печаль обратится в радость. Будьте благодарны за свое разбитое сердце, если благодаря этому вы найдете путь ко Христу, чтобы получить исцеление.