Смирение! Какое непопулярное, а в то же время желанное слово! На самом деле: в эпоху революционных потрясений, военных конфликтов, расовых неурядиц, идеологической борьбы – говорить о смирении кажется несуразицей.
Так ли это? В каком смысле мы должны понимать слово «смирение»? Многие люди, в том числе и христиане, понимают смирение как безразличие, как ничего неделание по отношению к общественным и к общечеловеческим проблемам. Но попробуйте им наступить «на мозоль», и от их смирения не останется даже следа. Они умеют постоять за себя.
А Иисус Христос, Небесный Учитель, как раз имел в виду другое, когда говорил: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Матфей 11:29).
Если Христос поставил Самого Себя в пример, то мы должны учиться от Него. Во всей земной жизни Иисуса Христа, которая довольно описана евангелистами, мы не встречаем ни одного случая, чтобы Он возвысил голос в личных интересах, постоял бы, как говорится, за Себя. А нападок на Него со стороны книжников и фарисействующей шатии было много. Но в то же время мы не встречаем ни одного случая, чтобы Христос прошел мимо, оставался безразличным, когда видел ложь и несправедливость религиозных лидеров. Он не касался формы государственного правления и личных качеств цезаря и Пилата, но вспомните Его разговор с книжниками и фарисеями. Когда Он видел их лицемерие, Он не побоялся публично назвать их «змеями и порождениями ехидны», гробами накрашенными, которые снаружи красивы, а внутри – вонь и гниль. Но когда решалась Его личная судьба, Он кротко и смиренно стоял перед Пилатом, низко опустив голову. Когда сыпались на Него удары озверелой толпы, когда плевали Ему в лицо и поносили злобно, Он молчал, смиренно молчал. Личное Христос принес в жертву общественному.
Вот это и есть настоящее смирение.
Если моего брата бьют, он истекает кровью в прямом или переносном смысле, а я прохожу мимо и безучастно отворачиваю глаза, чтобы ничего не видеть и не слышать, то это не есть смирение, а предательство. Не такому смирению учит пас Христос.
Когда в правительственных верхах воют бури, кипит ураган страстей, кто-то желает развязать 3 мировую войну, что можем сделать мы, христиане? Молиться об умиротворении правителей. Но когда наши братья и сестры страдают за слово свидетельства, к нашим молитвам – тайным и явным должно быть приложено дело. Мы должны искать пути, чтобы помочь им.
Смирение со стороны страдальцев – подвиг, достойный похвалы и награды, ибо и Христос так поступал. Смирение же тех, кто не видит брата в беде, граничит с безразличием: «Было бы мне хорошо», «моя хата с краю». Это высшая форма эгоизма. Мы любим спокойных и уравновешенных людей, но путь к такому состоянию – в умерщвлении своего «я», в победе над мещанским равнодушием.
Нельзя забывать также, что смирение и подчинение воле Божией всегда делало больше и лучше, нежели гнев и ярость. Смирение в личной жизни – великий Божий дар. Гневливые люди, у которых гнев не проходит годами, не могут иметь живой связи с Богом, независимо от того, верующие они или неверующие. Поднять голос за правду – святой долг верующего также, как и молитва, но этот голос не должен выходить из рамок закона. Библия нигде не говорит, чтобы мы молчали, как рыба, когда видим несправедливость. Бьют твоего брата, а ты стой, смотри и молись, Нет, это было бы двойным преступлением. Есть законы человеческие. Они обязывают каждого подчинению. Но есть законы и Божие, которыми верующие не могут пренебрегать. Адъютант русского императора пришел к матери Софии Ливен и передал княгине приказ императора: «Не устраивать на дому молитвенные собрания». Княгиня ответила: «Передайте императору мой вопрос: кого я должна больше слушать – императора или Бога?»
Разве не так отвечали и апостолы правителям, когда им запрещали публично и всенародно возвещать имя Иисуса? «Судите, справедливо ли пред Богом – слушать вас более, нежели Бога?» (Деяния 4:19). Разве не должны и мы учиться у кротких и смиренных апостолов кротости и смирению в личной жизни, а смелости и духовной ревности – в общественной? Дьявол желает закрыть верующих в четырех стенах синагоги, чтобы голос Евангелия не доходил до улиц и площадей, иначе это будет нарушением законодательства. Но Христос не сказал: «Сидите на месте и ждите, пока к вам придут люди…» Нет, Христос сказал так: «Идите, и се Я с вами во все дни до скончания века». Если бы это поручение относилось только к апостолам, а не ко всем христианам, мы бы никогда не услышали вести о Христе, о Божьем плане спасения грешников.
Эту истину хорошо знал великий муж Божий, монах Джироламо Савонарола (род. в 1452 г. во Флоренции). По монашеским законам он должен был сидеть за стенами монастыря и смиренно молиться о братьях своих, но, изучая Слово Божие, он увидел, что воля Божия молиться, но и не бояться говорить правду. Савонарола видел вокруг себя несправедливость. Он писал и говорил: «Я вижу, как безнадежно попраны добродетели и добрые нравы, нет человека, стыдящегося своих пороков. Я вижу прелатов, не заботящихся о своей пастве, священников, заботящихся более п шерсти, нежели о пасомых овцах, проповедующих тщеславие. Князья давят народы, купцы думают только о наживе…» Семь лет провел Савонарола в болоньском монастыре св. Доминика, увидел все монастырские пороки и, не медля, начал их вскрывать и обличать. За ним шла молодежь, шли люди. Савонарола выступал на улицах и скверах, несмотря на папское запрещение.
Папа Александр 6-й, один из беспутных, бравший доходы паже с публичных домов, не мог терпеть глашатая Божьей правды. 23 мая 1498 года Савонарола вместе с двумя сотрудниками – Домиником и Сильвестром были схвачены и приведены на площадь. Вот здесь и показал свое смирение отважный монах. Он и его друзья мужественно всходили на эшафот. Прелат предлагал им отречься от своих убеждений и остаться в живых. Савонарола со своими друзьями смиренно пел: «Тебя, Боже, хвалим…» С пением они вошли на свои места для казни. Рядом лежали приготовленные хворост и дрова. Савонаролу привязали к столбу и подожгли костер. Пламя охватило его быстро, а когда костер прогорел, его обуглившееся тело повисло, рука его вытянулась вперед, как бы благословляя Флоренцию.
Вот это смирение!
Размышляя об этом, хочется склонить голову и сказать в молитве: «Господи, соделай и меня смиренным, удали из сердца трусость и страхи, научи любить правду и справедливость, а также жить – по правде и справедливости».
Книга издана издательством
«Свет на востоке»