История человека – это история борьбы». В основе всех человеческих событий лежит борьба – таков взгляд материалистов на историю человека. В этом их взгляде есть великая доля правды. «Без борьбы – нет прогресса», – учат материалисты, а где борьба, там предполагается враг, там должно быть две стороны: нападающая и защищающаяся. Конечно, раз существует на земле добро и зло, то должна быть между ними и борьба, но сводить эту духовную борьбу, борьбу двух начал, к борьбе классов, как это делают материалисты, значит допускать грубейшую ошибку.
Изучая историю, бесспорно мы обнаруживаем разные виды борьбы: международную, расовую, национальную, классовую, политическую, экономическую и т. д. Вряд ли кто станет оспаривать тот весьма очевидный факт, что классовая борьба почти всегда занимала первое место в истории человеческих взаимоотношений. Но разве только этот вид борьбы определял жизнь человека? Не похож ли каждый человек на «государство в миниатюре», у которого есть свои внутренние и внешние враги?
Внешних врагов мы легко распознаем, но как трудно бывает нам обнаружить внутреннего скрытого неприятеля и воевать с ним. Внутренний враг тем опасен, что «полем брани» его является сердце человеческое.
Поэтому–то чрезвычайно важно знать, кто наш исконный враг, насколько он силен и где его главные силы? «Нам надо знать врага, чтобы уметь с ним бороться», – говорят коммунисты. Отлично! Мы не прочь с ним познакомиться.
Кто наш враг?
В рабовладельческом обществе слово «враг» отождествлялось с рабовладельцем, который делал жизнь многих людей несчастной и невыносимо тяжелой. При феодализме «враг» переменил свое лицо. Язвой общества стал феодал, злой крепостник и безжалостный хозяин. Капитализм и коммунизм заполнили свою историю кровопролитной борьбой с «врагами», которым нет числа. Эта борьба все еще продолжается.
Но кто же он, этот «враг», этот предвечный бунтарь, безжалостно терзающий нашу планету и живущее на ней человечество на протяжении всей его истории? Где он, этот черный ворон, держащий в своих когтях голубя мира и не дающий этому голубю воспарить над стонущей и задыхающейся в борьбе землей?
И кто же, наконец, наш истинный друг, готовый во всякое время прийти нам на помощь, защитить нас в неравной схватке с врагом?
Великие мыслители и философы только отчасти приоткрыли завесу и указали нам, где надо искать нашего главного врага. «Злейший враг человека живет в его груди», – сказал римский философ Сенека. «Ищите врага не вне, а внутри себя», – учил Л. Н. Толстой. Однако, эти откровения ученых не могли сами по себе освободить порабощенную врагом душу. Недостаточно открыть больному всю истину: «У вас рак желудка». Больной нуждается в избавлении от рака, в выздоровлении. К этому надо указать путь.
Библия учит, что борьба главного врага с человеком началась задолго до того, как образовались классы, нации и государства. Поэтому материалистическое определение истории как прогрессивной борьбы классов весьма узко и научно не обосновано. За всеми великими и малыми событиями истории человечества кроется сатана, как личность и злое начало, дух зла и противления Богу. Он – «враг всякой правды» – и есть этот предвечный враг человека.
«Смотри в корень вещей», – любил повторять легендарный К. Прутков. Обнаружить врага, сорвать с него маску, покончить с ним возможно при условии, если человек проникнет в сущность вещей, найдет зародыш, источник зла и оттуда поведет свою борьбу.
Библия открывает нам, что зло не родилось в Едеме, но что оно проявило себя в Едеме при грехопадении человека.
Откуда появилось зло? На этот вопрос отвечает пророк Иезекииль (28:11-17). Высший ангел возгордился и был низвергнут, как нечистый, с горы Божьей. Будучи высшим херувимом, возгордилось тщеславное его сердце, возгордилось красотою и властью, полученной им от Бога. Он дерзнул взойти на небо, взойти «выше звезд Божьих», взойти на высоты облачные и «быть подобным Всевышнему». Он не удовлетворился тем, что Бог ему дал. Этого казалось ему мало. Он пожелал властвовать над небесными ангелами, покорить себе Всевышнего, но он, как говорит пророк Исаия, «упал с неба, денница, сын зари! Разбился о землю».
Но этим борьба его против Бога не закончилась.
Низвергнутый на землю, сатана в образе змея подступил к прародительнице Еве и соблазнил ее непослушанием Богу.
Этим открывается история нашего главного врага, история сатаны и его ангелов. От дней Адама и до настоящего момента, рабовладелец и раб, крепостник и крепостной, капиталист и рабочий, коммунист и беспартийный – все оказались пленниками дьявола. За спиною миллионера и нищего, власть имущего и бесправного по-прежнему действует его невидимая злая рука, ожесточая и натравляя одних против других. Это он, сатана, зажигает войны, производит революции и мятежи. Сатана находит радость в плодах своей работы – в реках невинно пролитой крови, в разрушениях и опустошениях, в страданиях народных масс, в слезах обездоленных вдов и сирот.
Диалектический материализм и атеизм, отрицающий и Бога, и сатану, сам того не замечая, стал орудием сатаны, слепым исполнителем его программы, несет его боевой лозунг по всему миру: «Бога нет. Делай, что хочешь!»
Материализм, проповедующий свободу, равенство и братство без веры в Бога, не уничтожает зло, а поощряет его.
Печальная история грехопадения человека в Едеме все еще продолжается. И сегодня, как встарь, люди идут собственным путем, отвергают любовь Божью, план искупления и жизнь вечную. Люди все еще находят, если не один, так другой, камни преткновения. Почему Бог допустил такое испытание Адаму, а вместе с ним и всему человечеству? – спрашивают многие. Они забывают о том, что Бог создал человека свободным. Как свободное существо, человек сам должен избрать кого слушать, кому служить, кого прославлять, кому принадлежать. Добро и зло, правда и ложь, любовь и ненависть – вот те объекты, перед которыми и сейчас поставлен каждый человек, поставлен, чтобы добровольно сделать свой выбор. Адам имел право пасть перед соблазном, но он имел также и силу устоять перед ним. Искушение Адама было велико, но не сверх его сил. Поэтому делать грех не было никакой необходимости. Бог не желал падения человека, но допустил его с тем, чтобы человек познал самого себя, познал свое бессилие, свою зависимость от Бога и всей душой добровольно возвратился к своему Небесному Отцу.
Многовековая борьба и зла была пророчески предсказана Богом в момент грехопадения: «И вражду положу между гобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Бытие 3:15).
«У Бога не остается бессильным никакое слово» (Лука 1:37), – говорит Писание. «Семя жены – Искупитель Иисус Христос, рожденный от непорочной Девы Марии – ОНО должно было «сокрушить главу змея» и «разрушить дела дьявола».
От дней убитого Авеля и до дней Христа, распятого на Голгофе, семя Люцифера жалило «семя жены» только в пяту, не смертоносно. Но вот пришла «полнота времени» и «Семя жены» воплотилось в образе непорочного Младенца. Распятый Христос одержал победу над сатаною, совершив искупление всего рода человеческого. И вот теперь, когда спасение Христово совершилось, сатана центр своей борьбы, свои передовые позиции перенес на Церковь Христову, на людей, уверовавших в Небесного Учителя.
Всякий истинно верующий человек знает это. У него нет никакого сомнения в том, что нашим исконным врагом являются не политические партии, не государственные деятели и системы, не тот или другой человек, а сам сатана. Он пользуется всеми доступными ему средствами, чтобы противостать Богу и нарушить Его предвечные планы. Иногда сатана действует даже через слабых и неопытных верующих. Вспомним, как Петр дал совет Христу: «Да не будет с Тобою этого!» Другими словами: «Не иди Ты на Голгофу». Христос хорошо знал, чей голос заговорил в Петре, и поэтому ответил: «Отойди от Меня, сатана!»
Мы говорим о войнах, о революциях, о классовой борьбе, что все это дело лукавого. А убийства, грабежи, разводы, обман, разделения, ссоры, предательство, клевета, любостяжание, волшебство, идолослужение, пьянство, прелюбодеяние – это что такое? Чья это работа? Чья невидимая сила двигает этими греховными делами? Ответ один: сатана и сегодня действует в мире, как хозяин в своем огороде, «грабит душу человеческую среди бела дня».
Как часто мы говорим: «Он мой враг», «они мои враги», забывая, что истинный враг-то наш сидит внутри нас, в нашей ветхой человеческой природе, в наших собственных невозрожденных сердцах.
Извнутрь, из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство (Матфей 15:19). Одним словом, все легионы демонов.
Как с ним бороться?
Опыт показывает, что до тех пор, пока человек не проявляет в себе стремления к исканию Бога, сатана как бы спит или бездействует. Но стоит человеку сделать один только шаг на пути к Богу, как враг спохватывается:
– А? Что это? Куда пошел? На евангельские собрания? Читает духовные книги? Приобрел Библию? – Эти и другие вопросы обескураживают сатану. Тут-то и начинаются его наступательные действия. Пускаются в ход искушения, соблазны, сомнения, недоверие, насмешки, угрозы, гонение и даже мученичество. Таковы методы работы лукавого.
Спросим самих себя: в этой битве сатаны против Бога за обладание человеческой душой могу ли я, лично, быть нейтральным? Ни в коем случае! Каждый смертный человек должен занять свою вполне определенную позицию: с Богом или без Бога? Почему это так важно? Потому что как только человек вручил себя всецело Богу и верою принял искупительную жертву Христа, так сразу же сатана теряет свое право на душу этого покаявшегося блудного сына.
Только этим путем мы способны будем бороться и побеждать врага.
Иногда враг обнаруживает наши «слабые места». Он внезапно может атаковать, поколебать нашу веру, пробить брешь и пытаться овладеть нашим сердцем. В таких случаях: «Покоритесь Богу; противостаньте дьяволу, и убежит от вас» (Иаков 4:7). Покоритесь Богу, смирение пред Ним – вот тот «удушливый газ», от которого бежит лукавый.
Кроме веры и смирения пред Богом у нас есть еще одно средство побеждать врага. Слово Божье – смертоносное оружие против сатаны. Сам Христос, подвергаясь искушениям, пользовался этим оружием. «Ибо так написано», – отвечал Господь искусителю, и враг уходил посрамленным.
Когда, обращаясь к Богу, грешник раскаивается во всех своих грехах, Бог очищает его сердце, и Дух Святой поселяется в нем. Враг уходит, но, как Сам Христос сказал, уходит не навсегда, а только «до времени». Как хороший разведчик он зорко следит за состоянием спасенной души, присматриваясь к слабым и легко уязвимым местам нашего характера, следит за нашим сердцем и не теряет надежды «возвратиться» с бесами еще более злейшими.
Вот почему для христианина чрезвычайно важно хранить свое сердце чистым, ибо только при этом условии мы дадим Богу возможность обитать в нас Духом Святым и распоряжаться нами полностью. Без чистоты сердечной нам не избежать поражения, тяжких ранений и позорного плена.
Христианину надлежит быть «бодрствующим». Нет ничего более опасного, чем самоуспокоение: «Я спасен, и никто не похитит меня из руки Его». Конечно, Божье чадо никто не похитит. Но когда дети открывают двери разбойнику – беды не миновать. Враг может воспользоваться нечистотой сердца и овладеть человеком снова. Потеряв силу Божью, мы можем вступить в бой с сатаной и сражаться с ним своею силою, – но это значит потерпеть поражение, так как наших сил для борьбы с лукавым недостаточно.
Бог предлагает нам Свои силы и Свой испытанный «оружейный арсенал». Христианин должен не только знать Божье оружие, но также и уметь им пользоваться.
Когда-то ветераны евангельского движения в царской России пели: «Все мы братья – Христовы солдаты». В те времена тяжких гонений за веру слова этого гимна звучали правдиво, но начнем петь их сейчас, когда никто не гонит, и нас заподозрят в неискренности. Бог призвал нас не для того, чтобы мы «играли в солдатики», а чтобы мы и на самом деле были испытанными воинами непобедимой армии спасенных.
Запомним, что голыми руками не одержать нам победы над врагом. Бог предлагает нам Его оружие и Его силу. Апостол Павел обращается к уверовавшим во Христа с таким призывом:
«…Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божье, чтобы вам можно было стать притив козней дьявольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей (властей сатаны, а не государственных), против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего примите всеоружие Божье, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолевши, устоять.
Итак, станьте, препоясавши чресла ваши истиною и, облекшись в броню праведности и обувши ноги в готовность благоветствовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божье» (Ефесянам 6:10-17).
В этих семи стихах Священного Писания открыта вся «военная» программа. Остановимся вкратце на каждом предмете этого всеоружия Божия.
«Препояшьте чресла ваши истиною». Другими словами: будьте препоясаны. Мы не можем представить солдата распоясавшимся. Препоясавшись Божьей истиною, христианин становится воином славной небесной армии, назначение которой не только в том, чтобы обороняться, но и чтобы наступать. Поэтому, принять истину Божию и препоясаться ею – это первое, что должен сделать каждый верующий, если он желает быть победителем.
«Облекитесь в броню праведности». Солдат без стального панцыря в первой же схватке с врагом потерпит поражение. Уязвимые места нашего тела должны быть защищены. Бронею покрываются танки, самолеты, поезда. Мы, воины Христовы, должны облечься в духовную броню, в броню праведности, то есть в броню чистой, святой и непорочной жизни. Эта праведность – не человеческая, а Христова. «Он стал нашей праведностью по вере в Бога». Враг боится чистой и святой жизни верующего, зная, что такая жизнь делает христианина неуязвимым.
«Будьте обуты» в готовность благовествовать мир. Пророк Исайя говорит: « Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир» (Исаия 52:7). Проповедь примирения с Богом через покаяние и рождение свыше – великая и святая миссия. К этому служению Бог призвал не только проповедников, но и каждого рожденного свыше христианина. «Блаженны миротворцы!»
«Щит веры». Живая вера – незаменимое оружие против нападок лукавого. Вера в искупительную жертву Иисуса Христа угасит все раскаленные стрелы врага. Много христиан упало в непосильной с ним схватке, но кто не уронил щит веры, те остались победителями. Поэтому мы должны иметь веру «наипаче всего».
«Шлем спасения». Нет вопроса более важного, чем вопрос спасения души человеческой. Найти ответ на этот вопрос – это значит найти уверенность в спасении, найти «шлем», без которого наша голова остается самым уязвимым местом. Вражий метод известен: посеять в душе верующего сомнение в спасении через веру в Господа Иисуса Христа, поколебать его уверенность в этом, лишить его «славной надежды», толкнуть во тьму отчаяния. Только тот, кто всецело доверился словам Христа: «Верующий в Сына Божия имеет жизнь вечную», отразит нападки лукавого.
«Духовный меч – Слово Божье». Мы призваны сражаться именно этим мечом. «Ибо Слово Божье живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евреям 4:12). Одна сторона этого меча обращена к нам самим, к нашему «я». Это лезвие вскрывает наши пороки, показывает нам самих себя, наставляет нас, учит нас и обличает. Другая сторона лезвия обращена к врагу. Этой стороной меча Бог охраняет нас, защищает от ударов сатаны. Слово Божье – наше незаменимое оружие. Чтобы умело пользоваться Словом Божьим, надо его знать, пребывать в нем и «сокрыть его в сердце» своем.
Вот какой богатейший арсенал Бог предлагает всем нам христианам для победы над лукавым. Это всеоружие Божье грозное и непобедимое. Вооружившись таким оружием, верующий человек, даже самый слабый, может быть вполне уверен, что победа будет всегда на его стороне.
Близок час, когда сатанинскому разгулу будет положен конец. Божий приговор вступит в силу. Церковь Христова будет восхищена от земли. Для мира сего настанет великая скорбь. А после – Тысячелетнее Царство Господа. Сатана будет обезоружен (Откровение 20:2), «ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь вовеки веков» (Откровение 20:10).
Но, пока этот жуткий наш враг на свободе, будем вооружены, будем бодрствовать, будем помнить, что прибежище наше и защита – великий и всемогущий Бог.
Книга издана издательством
«Свет на востоке»