Известно, что для человека нет более важного знания, как познание самого себя. «Познай самого себя!» – учили мудрецы древней Греции. Без знания самого себя всякое иное знание может оказаться крайне губительным. Истинность этого утверждения проверена опытом двух прошлых кровавых войн. Без надлежащего познания самого себя человек в руках с атомной бомбой способен стать самоубийцей.
Двигающей и в то же время единственно сдерживающей силой в человеке является совесть. Нет человека на земле, у которого не было бы этого внутреннего скрытого от посторонних людей голоса совести. К сожалению об этом–то «голосе» человек меньше всего знает.
Современная этика, не считаясь с откровением Божьим, разработала две теории о совести: первая – теория интуитивизма, которая считает, что интуиция (предчувствие) – высшая форма познания и вторая – теория эмпиризма, согласно которой источник всякого познания – только в опыте, в эксперименте.
Интуитивизм соглашается с теологией, что у каждого человека есть прямое и обязательное понятие о добре и зле, но объясняет это понятие или «моральное чувство» наличием в каждом человеке его «моральной натуры». Совесть по учению интуитивизма – шестое чувство, способность морального суждения.
Эмпиризм отвергает теорию интуитивизма о совести и всячески силится доказать противоречивость этой теории «наукой» и «фактами» из наблюдения. Для эмпиризма нет непосредственного понятия о добре и зле, об истинном и ложном. Эмпиристы (они же и материалисты) утверждают, что «голос совести» – это не что иное, как заключения и выводы нашего подсознания, возникшие в результате приобретенного жизненного опыта, направляющего поведение человека. Совесть, по мнению эмпиристов, не является для всех людей одинаковым авторитетом, не подлежащим пересмотру.
Диалектический материализм, по учению которого все вытекает из экономических факторов, выдвинул свою специальную теорию о совести. Эта «материалистическая совесть» оправдывает и убийства и грабежи и самые кошмарные преступления, если они совершаются в интересах «народа», в интересах «партии» и ее «программы». Вследствие такого превратного взгляда на совесть, термин «совесть» в новейшем советском философском словаре отсутствует.
Передовые ученые всех стран в области психологии, этики и критического анализа все еще продолжают искать более точное определение совести, не подозревая того, что самое точное и совершенное определение этого понятия находится в Священном Писании. Точность этого Божественного определения «совести» проверена многовековым житейским опытом иллюстрирована множеством характерных примеров. Слово Божие говорит о «доброй совести», «непорочной совести», «оскверненной совести», «спокойной совести», «чистой совести», «сожженой совести» и др.
Голос совести – голос Божий, незримый страж Божий. Этот неподкупный страж все видит, все знает, все помнит и ничего не забывает. Он контролирует наши поступки, мысли, всю нашу жизнь, указывая, что хорошо и что плохо. Страж этот строгий, но справедливый. Мы не видим этого небесного стража нашими телесными очами, но он живет в нас и незримо проявляет себя там, где нужно.
Совесть – не только страж Божий в сердце человеческом, но и Его всевидящее око. С незапамятных времен, когда у человека отсутствовало еще истинное понятие о Боге, совесть была его неизменной спутницей. Она постоянно исполняла свою великую службу. Она то оправдывала, то судила человека, давая каждому его поступку свою справедливую оценку. Она сдерживала человека от живущих в нем звериных инстинктов. Исследователи жизни отсталых и диких народов установили тот факт, что даже у дикарей есть совесть, и часто более чуткая, чем у так называемых «культурных» людей. Они приводят множество интересных примеров, подтверждающих тот факт, что люди, не знавшие живого Бога, но покорные велениям своей совести, поступали правильно.
Бог создал человека «по образу Своему» и этим положил границу между человеком и животным. Совесть, как Божья власть в нашей душе, – один из многих ярких отличительных признаков бессмертия человека.
Совесть никогда и никому и ни при каких условиях не позволяла себя обмануть. Она никогда не пойдет против Бога, на что так часто способен бывает наш разум. Голос совести всегда свят, всегда прав и неподкупен. Приговор чистой совести – приговор Божий.
Добрая совесть – это компас Божий, данный нам для руководства в жизни. Стрелка этого компаса, если он в порядке, показывает малейшее наше отклонение от Божьего пути. Поэтому нет более блаженной и правильной жизни, как жить по совести, освященной Духом Святым.
«Я всею доброю совестью жил перед Богом до сего дня», – заявляет ап. Павел.
О, если бы и мы, христиане, могли честно и открыто сказать, что мы не только перед Богом, но перед людьми живем «всею доброю совестью»! К сожалению мало тех, кто мог бы чистосердечно сделать подобное заявление.
Трагедия современного христианства в том именно и выражается, что немногие, очень немногие христиане ходят перед Богом «со всею доброю совестью».
Часто люди обманывают самих себя, заявляя, что «их совесть спокойна», хотя отлично знают, что с их совестью далеко не все в порядке. Говоря так, они только стараются внушить это себе, а также скрыть от людей свое истинное внутреннее состояние. Иногда людям удается до некоторой степени «усыпить» или «заглушить» свою совесть разными удовольствиями, играми и развлечениями. Но совесть – аппарат чрезвычайно чувствительный. При известных обстоятельствах совесть пробуждается, «берет реванш», и тогда страдания души бывают нестерпимо мучительны.
Зная это, многие люди умышленно избегают проповеди Евангелия, которое обличает их совесть и будит их духовно. Эти люди не знают, что обличая нас проповедью Евангелия, Дух Святой указывает нам путь к очищению совести и к новой счастливой жизни. Потому–то Евангелие и называется «радостной вестью».
Совести можно приказать молчать, но она долго молчать не может. Приходит такой момент, когда совесть, взбунтовавшись, скажет свое прокурорское слово, прежде чем человек предстанет пред справедливым судом Божьим. В смутное время на Руси боярин Борис Годунов, сознательно пренебрегая голосом совести, достиг высшей власти. С этой целью он подготовил в Угличе убийство законного престолонаследника, царевича Дмитрия, ускорил смерть царя Федора и этим путем достиг царского трона. Но не прошло много времени, и Борис убедился, что в его жизни отсутствует счастье, а в душе – нет должного покоя. На шестом году царствования Борис стал запираться в своей опочивальне. Умершая и погребенная совесть царя Бориса вдруг внезапно воскресла и начала сводить с ним свои счеты. Время не изглаживает из нашей памяти худых слов, дел и поступков. Совесть напомнила Борису о совершенных им злодеяниях, и ни царские чертоги, ни власть, ни слава, ни богатство, ни патриарх Иов, ни царица, ни придворная знать не могут умиротворить, утешить смертельно скорбного, угрюмого, взволнованного царя. Проснувшаяся от шестилетнего сна совесть царя Бориса жжет его душу пламенем ада. Вот он, Годунов, выходит из своей опочивальни и тяжко вздыхая, молвит: «Совесть… …если в ней единое пятно, Единое случайно заведется, Тогда – беда! Как язва моровая, Душа сгорит, нальется сердце ядом, Да, жалок тот, в ком совесть не чиста. Как молотком, стучит в ушах упрек, И всё тошнит, и голова кружится… И рад бежать, да некуда… Ужасно!»
В состоянии крайнего душевного разлада и отчаяния Борис принимает отраву. В своей предсмертной агонии Борис повергается с престола царского на пол с жутким воплем: «…0 Боже, Боже, Сейчас явлюсь перед Тобой и душу Мне некогда очистить покаянием…»/
Не менее ужасными были и мучения старого барона в драме «Скупой рыцарь». Умирающий барон сидит в своем излюбленном подвале у раскрытых сундуков, наполненных доверху золотом. И в тот предсмертный момент, когда он все еще дрожащими костлявыми старческими руками перебирает собранные им ценности, вдруг просыпается совесть скупца-рыцаря. Она напоминает ему, какими путями пришли эти сокровища и золото в его подвалы.
«Совесть!» – воскликнул обезумевший рыцарь, – «…Совесть,
Когтистый зверь, скребущий сердце, Совесть,
Незваный гость, докучный собеседник, Заимодавец грубый, это ведьма…»
Не тем ли самым путем пришел к виселице «сын погибели», Иуда Искариотский? Сребролюбие овладело Иудой и заглушило голос его совести настолько, что он продал за серебреники даже своего Небесного Учителя. Но вот, совесть Иуды неожиданно проснулась и произнесла ему свой страшный приговор. Душа предателя не выдержала угрызений совести, и он удавился.
Есть тысячи случаев и примеров, говорящих о том, что «здоровая совесть» не пойдет с сатаною на сделку. Совесть может быть «отравлена», «сожжена», «убита», но все это только на короткое время. Она даже на скамье подсудимых успевает сказать свое последнее слово.
Вспомним годы нашего детства, когда неумеренные шалости толкали нас в беду, а наших родителей повергали в глубокую скорбь. О, как тогда совесть наша давала нам себя почувствовать! Лицо багровело, уши пылали, глаза смотрели куда–то в сторону или в землю, и мы буквально не находили себе покоя до тех пор, пока не сознавались пред родителями и «тяжкой своей вине»… О, как, получив родительское прощение, мы облегченно вздыхали и с какой готовностью обещали им «больше этого не делать». Очистив этим путем тою нечистую совесть, мы снова способны были играть и веселиться.
К сожалению, вступив в полосу сознательной жизни, человек, то и дело, идет на компромисс со грехом. В силу этого, совесть грешника становится все менее и менее чувствительной, а с течением лет она так грубеет, что бывает совершенно уже неспособной слышать голос Божий.
Духовное состояние человека с огрубевшей совестью Господь определил следующими словами: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено» (Иеремия 17:9).
Совесть – это зеркало души. Когда совесть порочна, человеку ничто не мило. Лицо у него становится неприветливым, презрительно насмешливым; характер – отвратительным, надменным, сердитым; душевное его настроение – постоянно угрюмым, желчным; отношение к людям – вечно и чем-то подозревающее, осуждающее, отталкивающее.
Человек с порочной совестью – гнойник, язва на теле любой церкви, любой семьи, любого общества. Поступки человека с порочной совестью могут быть не только плотскими, но зверскими, дьявольскими. Для него – «нажиться па брате», украсть, обмануть, нагрубить, опорочить, оклеветать кого-либо – самое естественное дело. Ведь такой человек совесть свою «лишил прав голоса». Он приказал совести своей молчать и бывает неудержимо зол на тех, кто мешает ему ловить рыбу в «своей» мутной воде.
Недавно американская пресса оповестила случай о том, как цирковая артистка, желая избавиться от незаконнорожденного младенца, бросила его в клетку с тиграми. Она не сомневалась, что этим способом лучше всего удастся ей замести следы преступления. Но оказалось, что тигрица не только не растерзала ребенка, а наоборот, заботливо облизала несчастного и пригрела его своим телом.
Возникает вопрос: кто же опаснее: человек с сожженной совестью или хищный зверь?
Апостол Павел пишет о людях с сожженной совестью и пророчествует, что таких людей «в последнее время» будет очень много (1 Тимофею 4:2).
Как во времена апостолов, так и в наши дни есть люди, сознательно отвергшие «добрую совесть», «потерпели кораблекрушение в вере» (1 Тимофею 1:19).
Голос совести часто заглушается еще голосом сатаны, который неусыпно действует в «сынах противления», чрез «духов злобы поднебесных» (Ефесянам 6:12). Цель сатаны – подвести человека верующего к пропасти и, столкнув в пропасть, погубить его душу и тело.
«Чистая совесть – самая лучшая подушка» – говорит Ибсен. Чистая совесть – светильник, освещающий наши чувства, мысли и поступки. Поэтому, забота о том, как сохранить совесть в должной чистоте, должна быть главной заботой каждого истинного христианина.
Достаточно засорить глаз одной песчинкой, как он выходит из строя. То же самое и с нашей совестью. Чтобы притупить нашу совесть, совсем не надо совершать великих преступлений. То, что в жизни мы называем «мелочами» – это как раз и является первым и самым опасным врагом нашей совести. Все так называемые «невинные» и «незначительные» прегрешения больше всего затемняют нашу совесть и делают нас «лжехристианами», людьми духовно холодными и бесчувственными. Мы весьма легко и быстро привыкаем к этим «невинным», но весьма пагубным прегрешениям, сживаемся с ними и как бы соглашаемся с сатаной, что «так нужно».
Св. Писание повествует о грядущем дне расплаты «за все, что делал человек, живя в теле: худого или доброго». Оно говорит нам о «книге жизни», в которой записаны имена всех спасенных. Но, кроме этой главной книги, у Бога ведутся «именные» книги для каждого человека (Откровение 20:12). По этим личным книгам и будет судим каждый из всех живущих на земле. В этих личных книгах наша собственная совесть ежеминутно отмечает перстом своим все наши мысли, слова, поступки и дела.
Как быть и что нам делать с этими порою жуткими записями? Как их изменить, исправить, выбросить, вычеркнуть, уничтожить? К сожалению, мы, люди, способны только записать, но смыть написанного не можем. «Человекам это невозможно. Но не Богу, ибо Богу все возможно…» Бог может нам помочь, может нас помиловать, простить и спасти от вечного осуждения. Вот что говорит об этом Библия:
«Кровь Иисуса Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному». «Кровь Иисуса Христа Сына Божия очищает нас от всякого греха» (Евреям 9:14; (1 Иоанна 1 гл.).
Значит, есть выход, есть возможность возродиться свыше, переменить свой образ жизни и поступать уже по совести. Это путь к очищению совести.
Но выход этот возможен только тогда, когда человек искренно и глубоко раскаивается пред Богом во всех совершенных им грехах и преступлениях.
Царь Давид, согрешив, страдал душой. Совесть, пробужденная визитом пророка Нафана, беспокоила Давида день и ночь. Тяжкие душевные переживания Давида отразились даже на его здоровье: «Обветшали кости мои от вседневного стенания моего… Свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху» (Псалом 31). И неизвестно, как долго продолжались бы страдания согрешившего царя, если бы он вовремя не исповедовал своей вины пред Богом.
В ответ на покаянный вопль Давида Бог простил, омыл его грехи и вложил в уста его «новую песнь – хвалу Богу».
Какой дивный пример для подражания!
Атаман разбойников Кудияр, грабивший и убивавший христиан, мог бы заниматься этим «ремеслом» всю жизнь, «Но у разбойника лютого Совесть Господь пробудил…» И язычник Кудияр, раскаявшись во всех совершенных им преступлениях, пришел ко Христу.
Студент Раскольников, убивший старуху-ростовщицу вместе с ее сестрой Лизаветой «по навождению лукавого», не находил себе покоя до тех пор, пока не приблизился к свету Евангелия, пока не раскаялся перед Богом и не пришел с повинной головою к властям. Другой же герой – Свидригайлов, на совести которого лежал не менее гнетущий грех, пошел не путем евангельского покаяния, а путем Иуды и покончил самоубийством.
Иметь свою совесть чистой, доброй и непорочной – значит обладать величайшим в мире сокровищем. Навсегда запомним это и будем бояться огорчать Духа Святого и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Если же, паче чаяния, душа не устоит и враг снова поразит пашу совесть смертной проказой греха – поспешим к Иисусу, не медля ни одной минуты.
Друг мой! Если ты все еще продолжаешь жить во грехах, поспеши предстать пред Богом с полным чистосердечным раскаянием.
Откладывание покаяния назавтра – смерти подобно!
Книга издана издательством
«Свет на востоке»