Существует несколько определений, что такое история как наука. Одно из них гласит так: «История – это политика, опрокинутая в прошлое». Это определение можно выразить несколько иначе: «История – это наука о прошлом, которое отражено в сегодняшнем дне».
Говорят, что история не повторяется. Это верно, но только отчасти. Многие события прошлого находят свое отражение в нашем времени.
Должны ли христиане читать и изучать исторические книги? Конечно! Знание одного или другого предмета никогда не вредило человеку. Христиане знакомятся с историей не только для того, чтобы знать прошлое, но и для того, чтобы из прошлого черпать уроки для нашей обстановки.
Самой точной и беспристрастной исторической книгой является Библия. Возьмем, к примеру, книгу Судей. В 6 главе повествуется о драматическом событии в жизни израильского народа – о призвании Гедеона. Вот что читаем мы об этом в первых стихах этой главы:
«Сыны Израилевы стали опять делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки Мадианитян на семь лет… И весьма обнищал Израиль от Мадианитян, и возопили сыны Израилевы к Господу… Пришел Ангел Господень и сел в Орфе под дубом, принадлежащем Иоасу, потомку Авиезерову; сын его, Гедеон, выколачивал тогда пшеницу в точиле, чтобы скрыться от Мадианитян. И явился ему Ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, муж сильный!» И далее, и 16 стихе читаем: «И сказал ему Господь: Я буду с тобою, п ты поразишь Мадианитян, как одного человека».
В Библии довольно подробно рассказано, как Бог вывел израильский народ из Египта со знамениями, рассказано, как был посрамлен фараон, как 40 лет Бог водил народ по пустыне, преподавая ему Свои уроки. Библия также повествует, как Бог исполнил свое обещание и дал народу плодородную ханаанскую землю.
В Ханаане израильский народ уже не жил в шатрах, как некогда в пустыне. В Ханаане народ построил хорошие дома, обзавелся имуществом, начался рост населения.
Прошли годы. Новое поколение очень смутно помнило о тяжелой жизни в Египте. Некоторые знали о рабстве только из рассказов родителей. Время стирает память даже у старших.
Отсюда началась трагедия израильского народа. Тот народ, который знал по личному опыту величие и славу живого Бога, начал забывать о прошлом и постепенно начал увлекаться идолами. Израиль уклонился от Бога, стал делать злое. По этой причине Бог позволил язычникам разрушить все, что приобрел и построил израильский народ в Ханаане. Бог позволил язычникам взять некоторых израильтян в плен.
И так бывало несколько раз.
Когда израильский народ окончательно склонился к чужим богам, Господь отдал этот народ в руки мадианитян–язычников на 7 лет.
И вот здесь сравнение с нашим временем. История начинает преподносить нам свои уроки, прошлое поворачивает свое лицо к сегодняшнему дню.
Да, было время и мы ютились в шатрах и бараках и, подобно израильтянам, бродили по пустыне этого мира. Бог учил нас доверяться Ему, и многие, переживая трудности, взывали к Нему и получали ответ.
И вот теперь мы, так сказать, в Ханаане. Раны, причиненные войной, залечены. Правда, не течет ни молоко, ни мед. Их надо добывать. Но экономическая и духовная свобода многим пришлась по сердцу. Появились и дома и автомобили, появился достаток. А вслед за этим пришла забывчивость. В нашем положении есть много общего с положением израильтян. И теперь мы можем видеть, как тысячи верующих служат иным богам, как ушли в идолопоклонство.
Читатель может спросить: а где же мадианитяне? Здесь, мол, нет аналогии…
Друзья, мадианитяне действуют. Мы создаем их сами. Они угнетают нас морально, омрачают нашу жизнь.
Когда я думаю, сколько взаимных обид и огорчении существует между отдельными юрисдикциями и церквами – душа болит. Вот они, наши мадианитяне! Они делают рабами тысячи верующих, разрушают духовные сокровища, Христианские церкви стали бесплодными, утратили силу свидетельского слова, и новое поколение уже мало знает, из какого египетского плена вывел Господь их отцов. Христиане духовно обнищали и утратили силу сопротивления атеистам.
Мадианитяне сделали Израиль нищим даже в ханаанской земле. Люди ютились в пещерах, жили в постоянном страхе.
И вот как раз в такое время и в такой обстановке мы встречаем Гедеона, работающего у точила. Он руками выколачивал пшеницу тайком, чтоб не заметили мадианитяне.
Тяжело работая, Гедеон размышлял о положении родного народа и, должно быть, скорбел об этом. Возможно, что он не раз вспоминал рассказы отцов, как Бог питал народ в пустыне манной, как выгнал из Ханаана врагов, как творил чудеса. По всему видно, что Гедеон был верующим человеком, хотя его отец уже успел стать идолопоклонником и даже священником Ваала. Гедеон, младший сын, всем сердцем воспринял историю Израиля и таким образом уверовал. Он даже мог так рассуждать: «Если Ваал – бог, и мы приносим ему жертву, то почему он не помогает народу? Почему народ так бедствует?»
Разочаровавшись в Ваале, Гедеон мог всем сердцем обратиться к живому единому Богу. Этим он заслужил у Него благоволение. Бог послал ему вестника со словами: «Господь с тобою».
Гедеон принял ангела за человека и ответил ему так: «Если Господь с нами, то почему мы в таком бедственном положении?»
Гедеон рассуждал очень правильно. Так должны бы рассуждать и христиане: «Если наше поклонение Богу было угодно, то почему Бог допустил революцию, а вместе с ней и диктатуру атеизма?»
Гедеон не был эгоистом. Он думал и скорбел не о себе, а обо всем народе. Не «я», а «мы» – повторяется в его речи. Гедеон не думал о том, что было бы только ему хорошо, а другим – не мое дело. А именно так рассуждает сегодня большинство верующих, и когда я говорю об ответственности за судьбу русского народа, у некоторых появляется насмешливая улыбка:
– Подумаешь, народ!.. Какое мне дело до разгула атеизма, до русского народа? Лишь бы мне было хорошо!»
Бог видел искренность и готовность Гедеона пожертвовать своей жизнью для блага народа и потому призвал его к великому делу. Бог смотрит не на лицо, не на чин или звание, а на сердце.
Гедеон не верил в свою силу. Он думал так: «Как я могу пойти один против сильного врага? У меня своя семья. Мы – бедные люди, я – самый последний у отца, авторитета не имею».
Но Господь ответил: «Я буду с тобой!»
Этого вполне достаточно, чтобы был гарантирован успех. Это как раз то, что нужно каждому работнику на ниве Христовой. А мы, христиане, призваны быть работниками на Его ниве. Когда американцы спросили у баптиста, приехавшего из СССР: сколько в вашем Союзе миссионеров? – он невозмутимо ответил: «500 000! Каждый член нашей церкви – благовестник и миссионер».
Бог призвал Гедеона только тогда, когда народ опомнился и стал на путь покаяния.
Хочется верить, что придет тот час, когда христиане, подобно Израилю времен Гедеона, поднимут очи к небу, возвысят свой голос к Богу и скажут словами одной евангельской песни: «Мы заблудились… Прости нам, прости!»
В ответ на молитву покаяния Бог не замедлит дать Своего Гедеона, чтобы одержать победу над мадианитянами наших дней.
Книга издана издательством
«Свет на востоке»