Это было чудесно: младший брат – Андрей уверовал во Христа, Мессию, и привел к Нему своего старшего брата, Петра. Петр пришел посмотреть на Учителя и остался с Ним навеки, навсегда.
Это была вечная дружба. Но всегда ли Петр был верен этой дружбе? Кто из нас, читавших и читающих Евангелие не помнит этого драматического события – публичного отречения Петра от Христа? Это было ужасно. Это был великий грех против любви Христа. Только предательство Иуды превосходило этот грех.
Однако, воскресший Христос, Победитель над смертью, сказал женщинам устами ангелов у открытого гроба: «… но идите, скажите ученикам и Петру, что Я предваряю их в Галилее» (Марк 16:7).Чем же объяснить, что Иисус Христос в этом случае выделил Петра особо?
Не потому ли, что Петр всегда был с Ним во время земного служения? Нет. Другие ученики тоже ведь всегда были с Иисусом.
Может быть потому, что Петр первым сказал об Иисусе: «Ты – Христос, Сын Бога живого». Но в этом ведь не было никакой заслуги Петра. Христос сказал в ответ на это исповедание Петра: «Не плоть и кровь открыли тебе это, а Отец Мой, сущий на небесах».
Может быть потому Христос выделил Петра, что он был по возрасту старше других учеников? Но из Писания не видно, чтобы Христос делил Своих учеников на старших и младших. Иоанн был младший, моложе других, но какая дружба связывала его с Иисусом!
Причину того, что воскресший Христос, приглашая учеников Галилею, выделил Петра особо, нужно искать в состоянии самого Петра. Вспомним, как он, отрекшись от своего Учителя («Я не знаю Его…»), после троекратного пения петуха, уловил на себе взгляд Иисуса и горько заплакал.
Да, Петр, отважный, смелый, выносливый рыбак, горько заплакал. Это были слезы раскаяния. Он укорял самого себя, ом осуждал себя, ему было стыдно за самого себя. И наверно не один раз он повторял самому себе:
– Как это могло случиться? Как я мог отречься от моего дорогого Друга и Учителя? И перед кем? Не перед римскими воинами, а перед служанкой…
Никто, кроме Христа, не знал той бури угрызения совести, что тяготила сердце Петра. Убитый горем, Петр уединился, пошел в себя и оплакивал свой поступок. Петру казалось, что у него нет теперь ни одного друга, кому можно было бы поведать свое горе, поделиться печалью, найти совет и утешение.
Но такой друг у Петра был. Им был Христос.
Воскресший Христос был и остается Другом каждого кающегося грешника. Он любит прощать и утешать кающихся. Он был и оставался истинным Другом Петра, несмотря на его отречение. Истинные друзья – те, кто умеет прощать. Христос, зная о покаянии Петра, спешил его утешить и сообщить ему о прощении. Вот почему Он в приглашении ученикам выделил Петра особо.
Кто из нас может представить ту скорбь, которую переживал одинокий, обличаемый совестью Петр, и ту радость, которая наполнила сердце Петра, когда он узнал от женщин-мироносиц, что Христос жив и приглашает его в Галилею вместе с другими учениками!
Сердце темпераментного Петра раскалывалось на части от радости. Христос не забыл о нем, не выбросил его из семьи Своих учеников, простил его. И, вероятно, Петр, ликуя, не раз повторял: «Он не укоряет меня!»
Так всепрощающая любовь Христа вторично покорила сердце Петра. И теперь Петр готов был сказать так громко, чтобы слышал весь мир:
– Да, я знаю Его! Я ходил с Ним! Христос – мой Учитель. Я готов идти за Него на крест. Он простил меня. Он помнит обо мне.
Это был не только порыв чувств, выраженный в красивых словах. Нам известно, как смело и вдохновенно Петр обличал иудеев в Иерусалиме пятьдесят дней спустя, в день Пятидесятницы:
«Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами, и знамениями… вы взяли и, пригвоздивши руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его»
(Деяния 2:22–24).
Петр не отрекся от Христа на судилище Нерона. Осужденный на распятие, он, как говорит предание, заявил: «Распните меня вниз головой. Я недостоин быть распятым так, как мой Учитель был распят за меня».
Не является ли история Петра уроком для всех людей – для верующих и неверующих!? Ведь даже верующие, рожденные свыше христиане, не всегда бывают верными Господу. Да, нас никто здесь не преследует, никто не ставит нас к стенке и не учиняет допросы: «А ты – не Его ли ученик?» Отрекаться от Христа нас никто не принуждает. Но ведь можно не отрекаться от Христа словами, как это сделал Петр, но отрекаться делами. Что хуже?
Печально, что таких христиан в наше время очень много. Это должно беспокоить сердца верующих. Счастлив тот, кто проверяя во свете Писания свою жизнь, скорбит душой из-за неверности Иисусу. В такое время нам нужен Утешитель, нужен Друг, который мог бы нас понять, кто мог бы исцелить раненую грехом душу.
В Калифорнии, возле огромной свалки разбитых автомобилей, есть реклама: «Когда вы в беде, вам нужен друг. Этот друг – «Метрополитен страховая компания». Вы верите в это? Я не верю. Страховые компании – хорошие друзья до тех пор, пока вы им платите, а не они вам.
В наше время, когда вокруг свирепствует разлад, деления по всем признакам – расовым, политическим, религиозным, когда люди живут под страхом, каждому человеку нужен настоящий, верный друг, который действительно мог бы выручить нас из беды.
Слава Богу, такой Друг у нас есть!
Самая большая наша беда – наши грехи. Это болезнь, которой заражены все люди без исключения. Всем нам нужно прощение, нужно очищение, обновление жизни, новое начало. Всем нужен Спаситель, нужен Христос. Он ожидает нашего раскаяния, нашего обращения к Нему.
Пусть трагедия Петра будет для нас всех уроком. Согрешивший, не отчаивайся и не думай, что перед лицом Бога нет тебе прощения, нет спасения. Выход есть. Он указан в Евангелии:
«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды»
(1 Иоанна 1:9).
Он – это Христос. Только надо прийти к Нему путем Петра. Вечная дружба с Иисусом будет твоим уделом.
Книга издана издательством
«Свет на востоке»