«За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фессалоникийцам 5:18).
Слова «благодарственная молитва» могут звучать странно. Однако молитва и благодарение всегда идут бок о бок, не только потому что мы должны благодарить за ответ на молитву: мы должны признать, что Бог милостив к жалким грешникам.
Благодарение в молитве зачастую является пустой формальностью. Некоторые люди всегда начинают молитву на восторженной ноте благодарения, но мне интересно, действительно ли они так благодарны. Знают ли они, за что благодарят? Если мы благодарим, не познав личного спасения, то мы духовно мертвы.
Может ли человек быть благодарным за то, чего еще не получил? Нет, невозможно. Но в Своем отношении к каждому из нас Бог столь милосерд, что каждый день мы получаем многое, за что следует благодарить Его, Господь не по грехам нашим воздает нам, и потому у нас есть достаточно оснований благодарить Его. Даже в капле воды и крошке хлеба мы должны ощутить благодать Божью, ибо мы и того не заслуживаем.
Часто мы отстраняем благодарение на расстояние недосягаемости. Многие думают, будто прежде, чем начать благодарить, они должны достичь высокого уровня в своей молитвенной жизни. Однако в изучаемом стихе апостол Павел даже не спрашивает фессалоникийцев, были ли у них опыт безответных молитв или насколько глубоко их духовное водительство на данном этапе. Он даже не спрашивает у фессалоникийцев, верующие ли они. Он только указывает на их обязанность благодарить и говорит, что в том, чтобы мы благодарили Его за все, есть воля Божья.
Получаем ли мы ответ на молитву, или нет, – мы должны благодарить Бога. Каждый день мы получаем многое, о чем мы и не просили. Даже если мы не припоминаем ни одной конкретной молитвы, на которую получили бы ответ, у нас все же есть все основания признать, что Господь во всем, чем мы являемся и что имеем.
Апостол Павел писал Римлянам: «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божья ведет тебя к покаянию?» Тем самым он на поминает нам: причин благодарить Бога более чем достаточно. Только бы нам осознать, что все, что мы получаем помимо смерти, есть благодать. Некоторые проявляют радость только внешне, не осознавая своего греха; другие же забывают, что они обязаны благодарить Бога за Его благость. Благость Божья должна сокрушить и смирить нас и обратить к Нему.
Пускай Бог не исполнит ни одной молитвы все равно Он достоин нашей благодарности за все те благословения, которых мы не заслуживаем, но которые Он дарует нам. Осознавшие это будут благоговеть перед Богом, даже если они сомневаются в своем собственном спасении. Благодарность рождается в сокрушенном, смиренном сердце.
Люди, молящиеся только с целью получить облегчение от своих проблем, молятся богу, существующему только для того, чтобы спасать их от их проблем. Однако искренняя молитва заключается в желании стремиться к Богу даже тогда, когда Он не нужен для избавления от проблем. Иначе говоря, хорошо, когда заботы привлекают нас к Богу, но Его благость тоже должна вести нас к Нему. Когда мы нуждаемся в Боге только из-за возникающих проблем, молитва может стать проявлением обыкновенного эгоизма. Мы видим это на примере десяти прокаженных. Только один из них вернулся, чтобы воздать хвалу за исцеление. Остальные девять возвратились домой и забыли, кто исцелил их. Они были счастливы, что исцелены. Радость – это не благодарность; радость остается на горизонтальном уровне, но благодарность проистекает из глубины. Радость связана с самими благословениями, а благодарность привязывает нас к Даятелю благословений.
Слово благодарить имеет отношение к слову мыслить. Нет мысли – нет благодарности. Мы должны подумать о своей наготе; нам следует осознать, что все, чем мы обладаем с самого рождения, – это незаслуженная милость Божья.
Быть может, кто-то и думает, будто материальные благословения не имеют отношения к вечности и благодарность за них является лишь частью общей благодати, а не спасительной. Но как же еще нам увидеть себя грешниками, бесправными пред лицем Божьим? Начнем с самой сути благодарности. Благость Божья, о которой говорит апостол Павел и которую мы только что описали, является также и тем средством, благодаря коему народ Божий каждодневно приходит к покаянию. Истинная благодарность происходит от осознания, что у нас нет никаких прав. Это сущая правда, как в малом, так и в великом, как в материальном, так и в духовном.
Писание призывает: «…Не забывай всех благодеяний Его». Сколь забывчивыми сделал нас грех! Большинство из нас гораздо лучше умеет считать свои проблемы, нежели благословения. «За все благодарите». Подобно тому единственному из десяти прокаженных, который вернулся ко Христу с благодарностью за свое исцеление, мы должны возвратиться к Богу с благодарностью за все те благословения, которых мы не заслуживаем. «Ибо такова о вас воля Божья», – говорит Павел. Бог справедливо требует нашей благодарности. Разве не спросил Иисус: «А где же девять?» Даже если мы и забыли о своих благословениях, Господь не забыл; поэтому однажды нам придется дать отчет в нашем управлении. Мы должны признать одно: нет никакой неправедности у Бога, когда Он требует от нас того, что по природе своей мы Ему дать не можем.
Знаем ли мы из личного опыта, в чем смысл такой неспособности? Нам нужен Господь, чтобы Он помог нам быть благодарными. Внемля молитвам неблагодарного творения, Бог научит его быть благодарным. Если кто -то жалуется, что не может благодарить Бога как должно, такая жалоба известна Богу, и Он никогда не отвергнет сердце сокрушенное и кроткое.
Истинная благодарность начинается с признания собственной немощи. Венец ее – хвала Богу, прославление имени Его, и исполненное любви восхваление Его божественных качеств. Свидетельством истинной благодарности является то, что мы любим Даятеля даров больше, нежели любим сами дары. Когда творения Божьи возвращаются к Нему, тогда пред лицем Его они во всей полноте испытывают на себе действие Его благости.
Если в нас живет эта любовь, тогда у нас всегда будет за что благодарить. Если мы бедны, мы можем благодарить за здоровье. Если больны – за заботу, которой мы окружены. Если у нас есть крест, мы можем благодарить Его за то, что у нас есть.
«За все благодарите». За все? Да, за все-даже в бедах и несчастьях. Как же это возможно? Павел понимал эту кажущуюся невозможность, когда он был в темнице вместе с Силой, когда его ноги были заточены в кандалы, а его спина – иссечена от ударов плетью. Всю ночь он пел хвалебные песни Господу. Павел знал, что несчастье в присутствии Божьем лучше, чем благоденствие, лишенное Божьего присутствия.
Быть благодарным в несчастьях не значит, что мы безразличны к страданиям, не скорбим и не печалимся. Благодарение не избавляет от печали – иначе это было бы противоестественно. Но в печали особым образом ощущается вседостаточность Бога, посему там, где печаль, также может быть и радость. Здесь уместно вспомнить слова из книги Откровения: «Здесь терпение и вера святых».
Терпеть – значит с готовностью переносить испытание, подобно тому как человек несет на спине ношу и не пытается сбросить ее. Он остается под тяжестью ноши, которую Бог, по мудрости Своей и ради славы имени Христова, возложил на него. Это всегда содействует благу Божьего дитя, которое скорее согнется под тяжестью креста, нежели без креста потеряет Бога.
Тяжелейшие испытания зачастую производят глубочайшую благодарность. Душа знает: Бог таким образом трудится лично с ним и золото очищается потому, что оно золото, а зерно отсеивается потому, что оно зерно. Когда садовник подрезает деревья, он отсекает ветви, к которым не может пробиться солнце. Господь также «подрезает» нас, чтобы свет солнца праведности мог проникнуть в нас. Несмотря на боль, причиняемую подрезывающим ножом, нам есть за что благодарить. Когда Иаков сказал: «Все против меня», ему следовало бы сказать «все за меня», ибо Бог трудился, заботясь о нем. Блаженны не видевшие, но уверовавшие. Они прославят Господа, даже не зная конечного результата. Как печально, что такое чадо Божье, как Иаков, намного чаще лишается покоя из-за своего слепого недоверия, нежели испытывает радость воплощения веры в невидимом.
«За все благодарите, ибо такова о вас воля Божья во Христе Иисусе». «Во Христе Иисусе», потому что именно о Нем Писания говорят: «Благодарение Богу за неизреченный дар Его» (2 Коринфянам 9:15). Благодарение можно найти только во Христе. Он есть величайший дар, а все остальное – лишь подарок. Подобно тому как в школе молитвы следует познать Христа как единственное заступническое основание для молитвы, так и в школе благодарения Христа необходимо познать, как единственное основание для благодарности. Вот почему Дух Божий посылает времена, когда для жалоб больше причин, чем для благодарности.
«Такова о вас воля Божья во Христе Иисусе для вас». С человеческой точки зрения, Иисус Христос в Своем заместительном труде не мог найти причин для благодарности. У Него были причины только для жалоб. На кресте Он потерял все. Он висел обнаженный, такой же невзрачный, каким и родился. Он смотрел с креста, как воины бросали жребий о Его одеждах. Он не только лишился всех Своих даров – Он остался без Самого их Даятеля. Но Он возопил не о Своих страданиях, а о том лишь, что Бог оставил Его. Христос вопиял к Отцу, но для Него милости не оказалось; Он должен был понести на Себе проклятие за грех; Он был бесправен. Сам Даятель восстал против Него.
Христос пострадал именно таким образом, дабы те, у кого нет прав, могли жить Им. Мы никогда не сможем до конца возблагодарить Его за то, что все благословения – и материальные, и духовные – даны нам только благодаря Христу. Поэтому именно в Нем заложено наше основание для благодарения. Это должно смирить нас и побудить превозносить Спасителя. Вот истинная благодарность: превозносить Господа, осознавая свое недостоинство.