«Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий сердца знает, какая мысль у Духа, потому, что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Римлянам 8:26-27).
В молитве важно не только то, как мы молимся; мы также должны задавать себе вопрос: «О чем нам следует молиться?» Из нашего стиха следует, что мы не можем ответить на этот вопрос. «Ибо, – говорит апостол Павел, – мы не знаем, о чем молиться как должно».
Порой нам кажется, мы способны молиться правильно. Этому святому, тонкому делу насучат небеса, однако это не значит, что Божий народ обладает способностью молиться правильно. Если кто-то думает, будто он овладел искусством молитвы только потому, что может засвидетельствовать о многих молитвах, на которые он получил ответ, то такой человек – мерзость в очах Господа и идолопоклонник в глазах людей.
Божии избранники в Библии не знали, о чем следует молиться. Великий Моисей не знал, о чем ему должно молиться, когда просил Бога позволить ему войти в Ханаан. Илия, о ком читаем, что «много может усиленная молитва праведника», не знал, о чем молился, когда просил: «Довольно уже, Господи; возьми душу мою». Апостолы знали ничуть не больше, когда хотели просить, чтобы с неба сошел огонь на самарян. Апостол Павел также не знал, о чем просил, трижды умоляя Господа вырвать жало из его плоти. Он не знал, что нуждался в этом жале.
Как прекрасно, что не на все молитвы Бог отвечает «да». Представьте себе, Бог дает людям все, о чем они просят Его! Исполнение наших просьб может легко обернуться для нас судом. Израильтяне получили царя по своим желаниям, но царь Саул обратился от плохого к худшему. Как видите, мы не знаем, «о чем молиться как должно». Наши так называемые знание и мудрость только мешают Богу и нам самим.
Как же нам следует молиться? О чем следует молиться? Конечно же, смиренная молитва должна включать в себя прежде всего просьбу о благодати Божьей. Но помимо Божьей благодати нам необходимо молиться о вещах временных и вечных.
Из Божьего Слова мы узнаем, что для молитвы необходимы два Ходатая: молящий Христос (ибо только ради Него Бог-Отец слышит нас), а также очищающий Ходатай, посредством Коего очищаются наши молитвы, – Дух Святой, именуемый в Библии Духом умиления (Захария 12:10: «Дух благодати и умиления»). Иисус молится о Своем народе, а Дух Святой молится в самом Его народе как Дух умиления, как Помощник: «Дух подкрепляет нас в немощах наших».
Это значит, дитя Божье само по себе не способно вознести благовонную жертву молитвы, угодную небесам. Человек слишком немощен и беспомощен из-за влияния греха, влияния безрассудства, невежества и духовной близорукости. Человеку нужен помощник. Слова «также… подкрепляет» буквально означают «помогает нам от нашего же лица».
Чтобы понять, что значат эти слова, нам необходимо прибегнуть к иллюстрации. Приведем в пример капитана, передающего штурвал своему юному сыну, которому нужно учиться направлять корабль по правильному курсу. Вскоре становится очевидным, что отцу лучше бы находиться рядом с сыном, поскольку, если мальчик останется у штурвала один, корабль собьется с верного курса; в результате, корабль сядет на мель, наткнемся на рифы, или его унесет быстрым течением. Что же следует делать отцу? Он не отстраняет мальчика, говоря ему: «Отойди от штурвала!» Нет, отец делает то, что написано в оригинале изучаемого стиха: он помогает ему от его же лица. Теперь отец и сын вместе стоят у штурвала. Если угрожает опасность, то руки отца достаточно сильны, чтобы повернуть штурвал так, чтобы руки мальчика поворачивали его вместе с руками отца. Однако действия отца – нечто большее, чем просто помощь. На самом деле, не мальчик направляет корабль по верному курсу, а его отец. Это проливает свет на смысл, заключенный в библейском стихе, в котором сказано, что «Дух подкрепляет нас в немощах наших», когда мы молимся.
Причиной неуспехов, включая и неуспех в молитве, является грех. К примеру, все еще существуют песчаные отмели самолюбия, рифы плотских вожделений и быстрые течения духовной гордыни. Все это не дает молитве вознестись к Богу благовонным курением угодной Ему жертвы. Как же поступает Дух умиления? Дух не прогоняет нас вон из молитвенной комнаты, говоря: «Забудь о молитве – ты не умеешь молиться». Нет! Это то, что говорит Сатана. Напротив, Дух Господень приходит к нам на помощь воздыханиями неизреченными. Он призирает наши нужды, подобно отцу, который стоит рядом с сыном, помогая ему делать то, на что тот не способен.
«Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». Насущнейшие нужды труднее всего выразить словами. У Божьего дитя бывают времена, когда оно не может открыться Господу; оно не находит слов, которыми можно было бы описать свое состояние: его нужды столь насущны, а радость столь велика, что слова не в силах выразить всего этого. Что такое слова? Часто это просто звуки. Нередко слова служат ширмой нашему невежеству и нехватке разумения, а потому наш ближний – даже если он нам ближайший друг – не в состоянии понять, какую мысль мы пытаемся передать словами. Если так, кто же тогда может найти верные слова, чтобы открыться Богу? Кажется, чем глубже переживание, тем беспомощнее мы ощущаем себя, пытаясь открыть Богу свои чувства.
Конечно, правда, что чем больше мы подобны детям, тем лучше. Именно ребенок запинается больше, чем взрослый. Чем больше народ Божий уподобляется детям, тем больше он нуждается в помощнике: так и ребенок, рассказывая о происшедшем, запинается в попытке подобрать нужные слова и говорит: «Мама, помоги мне сказать правильно». То же самое можно сказать о посредническом труде Духа умиления, Который воздыханиями неизреченными возлагает все заботы Божьего дитя у престола благодати, ибо дитя не может найти слова, чтобы выразить свои мысли и чувства. Во время молитвы любящий Дух Божий проникает в сердце и совершает очищающий труд в беспомощном дитя, которое не может молиться как должно. Поэтому мы можем говорить об искренней молитве только тогда, когда присутствует труд этого совершенного Ходатая.
Если мы будем помнить слова «помогая нам от нашего же лица», то увидим, что Дух не только помогает нам, но и становится на наше место. Эти два значения нельзя отделить друг от друга, поскольку посредничество необходимо также и в молитве. Во-первых, в нашей молитвенной жизни могут наступить времена пустоты, когда присутствует внешняя форма молитвы, а сердце бездействует. Но мы еще слышим крик новой жизни, ибо эта новая жизнь бессмертна. Когда Давид молчал, будучи не в состоянии молиться, он говорит, что обветшали кости его от вседневного стенания его. Это и есть крик новой жизни, обращенный к Господу, – жизни, созданной Духом Святым. Дух Святой продолжает совершать Свой посреднический труд в молитве и тогда, когда мы перестаем молиться. Новая жизнь возрождения не может пребывать в покое, когда безразличие становится столь явным. Дух Божий воздыхает вместо нас, даже если наше сердце не желает того. И тогда новая жизнь Духа Божьего молится вместо охладевшего сердца.
Слова «помогая нам от нашего же лица» также означают следующее: иногда Дух Святой поворачивает штурвал молитвы так, чтобы воздыхания Духа противостояли желаниям молящегося. Нам следует помнить, что зачастую мы не знаем, о чем должно молиться. Когда, например, апостол Павел умоляет Бога удалить жало из его плоти, то воздыхания Духа противостоят воздыханиям Павла. Трижды Павел повторяет свою молитву: «Удали его от меня». Но Дух Святой молится вопреки его молитве: «Пускай это жало остается в нем, ибо оно необходимо ему, дабы он не возгордился».
Дитя Божье вправе молиться о том, в чем. согласно его искренней убежденности, оно нуждается: «Господи, дай мне это». Но Святой Дух молится: «Не давай». Можно молиться о самом драгоценном, но Святой Дух говорит: «Лиши его этого». Как это мучительно и больно, когда Дух Святой молится вопреки нашей плоти.
Божий Дух поступает так не с целью огорчить нас. И если штурвал повернулся на сто восемьдесят градусов, то это только ради нашего благоденствия. Дух Божий готовит нас к вечности, делая только то, что является для нас благом. Блаженны мы, если в этой истине обретаем покой. Тогда Святой Дух освящает нашу печаль, и мы исполняемся Божьей любви.
«Испытующи й же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божьей», – гласит Римлянам 8:27. Бог- Отец знает наше сердце. Что есть сердце без освящающего действия Духа Святого, когда всеведущий Бог исследует его? Когда Дух Божий творит обитель в наших сердцах, мы меняемся, ибо Он «ходатайствует за святых по воле Божьей». Это значит, Дух молится согласно воле Божьей и очищает молитвы святых, дабы они были угодны Богу.
Блаженны вы, если часто терпите неудачи, поскольку тогда Духу Святому есть над чем трудиться. Чем больше Святой Дух трудится, тем больше вы учитесь молиться по воле Божьей, тем больше доверия, мира и духовного назидания вы обретете. Когда мы мним о себе, будто можем молиться правильно, то обманываем себя в этом праведнейшем труде и не даем Святому Духу действовать во всей полноте.
Теперь обратимся к освящающему труду Духа Святого, то есть непрестанному обновлению сердца, что совершенно необходимо нам. Это также непрерывный процесс, когда мы выявляем в наших грешных сердцах зияющие дыры, чтобы все больше и больше отвергаться себя и обращаться к Богу, обновляясь по образу Христа. Христос всегда ищет славы Богу и никогда не ищет славы Себе. В этом также явлен труд Духа Святого, цель Которого – указывать на Христа. Снова и снова наши молитвы должны быть сосредоточены на Нем. Только так можно воплотить в жизнь слова: «Кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего».
Рожденное от плоти есть плоть. Благодарение Богу, что Дух молится вопреки нашей плоти, иначе мы погибли бы навечно. Рожденное от Духа есть дух. Обновленный человеческий дух учится желать того, чего желает Бог. Дух Божий учит нас молиться, дабы мы освободились от этого бренного тела греха. Мы учимся молиться в духе; мы учимся молиться вопреки нашей собственной плоти.
Это не стремление к смерти: смерть существует не для того, чтобы стремиться к ней. Мы желаем освободиться от греха и вечно славить Бога. Эта мысль отражена в молитве из последней книги Библии: «Дух и невеста говорит: приди». Не невеста, но Дух Святой упомянут первым, ибо Он молился этой молитвой о невесте. Мы получим ответ на эту молитву, и Жених придет!