«Много может усиленная молитва праведного» (Иаков 5:16).
Когда мы размышляем об усиленной, страстной молитве, то необходимо чтобы Божье Слово руководило нами, удерживая нас от фанатизма и однобокости в толковании значения этих библейских слов. В противном случае, это может нанести огромный вред нашей молитвенной жизни. Исцеляющие верой и харизматы обращаются к этому стиху, испытывая тоску по давно ушедшим апостольским временам, когда совершалось множество чудес. К сожалению, мы должны признать, что, глядя в прошлое, не очень- то и хотели бы возвращаться в него. В те времена к Богу восходило много усиленных, страстных молитв. Люди жили огромной надеждой, великой верой и любовью. В сравнении с ранней церковью современная церковь бесплодна и мертва. Где они, могущественные действия Духа Святого в наше время?
Однако, хотя мы и должны согласиться с харизматами в том, что состояние церкви сегодня оставляет желать лучшего, мы просто не можем вернуть День Пятидесятницы со всеми его видимыми знамениями Духа. Прежде всего мы должны понять, что излияние Духа Святого было явлением единственным в своем роде и неповторимым. Пятидесятница представляет собой последнее из спасительных деяний Бога в истории искупления. Все, что Бог должен был совершить, Он совершил. Подобно тому как в своей единовременной реальной форме не могут повториться Рождество, Страстная Пятница и День Христова воскресения, так не может повториться и единовременное историческое событие Пятидесятницы.
Безусловно, Пятидесятница должна состояться для каждого из нас лично. Мы не должны просто думать, будто только благодаря излиянию Святого Духа мы обладаем этим Духом. Мы должны лично пережить ищущую нас любовь Святого Духа и под Его водительством стремиться к обновленной жизни. Однако всякий, кто ищет тех же знамений ветра, огненных языков и говорения на языках, будут разочарованы. Дух Святой был излит в день Пятидесятницы, и теперь нас должны тревожить уже не внешние знамения, но важные истины, на которые указывали те внешние знамения. Все, кто слишком поглощен внешними проявления ми Святого Духа, фактически, стараются создать новую Библию и поставить себя вровень с вдохновляемыми Богом апостолами, через коих особым образом явлена была сверхъестественная сила. Мы должны понять, что особое откровение Божье, Его Слово, – это завершенный канон.
Эти вступительные примечания имеют прямое отношение к чудесам исцеления по вере. Эти и другие чудеса апостольского периода говорят о крайне особом даре, действовавшем через возложение рук и иные деяния, которыми апостолы даже воскрешали мертвых.
То были знамения, явленные сразу после Пятидесятницы. Позже мы уже не слышим о подобной силе. История доказала, что спасительное откровение Бога – Священное Писание – завершилось чудесами Пятидесятницы. Церковь приняла и осознала это верой. Существует предостаточно доказательств того, что церковь не искала возобновления этих ранее видимых знамений особого откровения Бога.
Чтобы испытать веру тех, кто говорит, будто нам необходимо обладать харизматическими дарами апостольских времен, мы должны задать им вопрос: «Почему вы таким же образом не можете воскрешать из мертвых посредством молитвы? Ведь во времена апостолов это тоже происходило?» Более того, можно так увлечься чудодейственными дарами Святого Духа, что возрождающий труд Духа останется в пренебрежении. Также и чудеса, конечно, не являются гарантией истинной веры. Вспомним о десяти прокаженных. Девять из них пошли к священнику объявить, что они очищены по слову Иисуса. Они верили в это. Но только об одном из них сказано, что его вера была спасительной. Можно верить в чудеса и в то же самое время не знать возрождающей силы Духа Святого.
Усиленная, страстная молитва не заставит Бога удовлетворить наши нужды или желания. Мы не верим, что болезнь свидетельствует о недостатке веры. Болезнь может быть благословением. Нам всегда следует отличать Божью силу от Божьей воли. Очень часто Господь не желает нам того, что Он силен сделать для нас. Даже апостол Павел пережил это, когда ему пришлось оставить своего заболевшего помощника Трофима. Этот случай, конечно же, не говорит о нехватке веры в силу великого Бога.
Поэтому не должно оставаться ни тени сомнения относительно истины и силы слов изучаемого стиха для всех времен. Проявление знамений изменилось, но Бог остался неизменным. Он по-прежнему являет Свою волю через наши молитвы. Это необходимо подчеркнуть, поскольку все еще существуют те, кто верит, будто Иаков имеет в виду, что молитва праведного может многое, но не все. По их мнению, слово «много» не означает «все». Контекст, однако, ясно показывает: слово много употреблено с целью показать, что истинная, искренняя молитва бесконечно сильна и действенна. Внимание обращено на поразительную действенность молитвы.
Некоторые сводят действенную, усиленную молитву к молитвам великих людей Божьих – таких, как Илия, о котором Иаков говорит в этой главе. Илия действительно обладал сверхъестественной силой молитвы. «Но я не Илия», – обычно спешат добавить эти люди. Благодарение Богу, что сильнодействующая молитва не зависит от силы молящегося! Нет, усиленная, действенная молитва – это не плод человеческих усилий; это – дар Божий, который возносится к небесам и который внутренне испытывает на себе человек. Эта молитва воздымается к небу с такой силой и страстностью, что нет сомнения: Бог совершит за нас. Во время молитвы или после нее мы чувствуем и верим, что существует действенный путь к небесам. И человек исполняется огромной надеждой на то, что на такую молитву придет ответ.
Зачастую, особенно когда Бог медлит с исполнением просимого, на нас стремительно набегают волны сомнения: а была ли молитва усиленной? Илия увидел облачко величиной с ладонь только после того, как помолился семь раз. Из этого мы узнаем, что настойчивая молитва есть вид действенной, усиленной молитвы.
Усиленная молитва – это сила, отвергающая плоть и кровь, ибо, несмотря на все человеческие старания, сила Духа Святого никогда не угождает плоти и крови. Человек должен отвергнуться себя самого. Это значит, личные интересы должны отступить на задний план. Согласно контексту, предметом усиленной, действенной молитвы является ходатайство. Ходатайственная молитва – это молитва о ком-то другом. Конечно, это не значит, будто молитва о личных нуждах не может быть частью действенной молитвы. В Своем Слове Господь сказал: «Всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом». Однако давайте всегда помнить, что искренняя молитва заставляет нас умереть для своекорыстия. Усиленная, действенная молитва возможна в немощи. Об этом свидетельствуют слова Павла: «Когда я немощен, тогда силен».
Мы должны понимать значение слова праведный в свете сказанного. Без праведности молитва будет недейственной. Быть «праведным» – значит, правильно относиться к Богу, так чтобы намерения, которые привели нас к Нему, были правильными в глазах Божьих. Это приведет нас к самоиспытанию. Мы должны ответить на вопрос: каково мое отношение к Богу и есть ли в моей просьбе своекорыстие? Чтобы пройти это самоиспытание, необходим обличающий труд Духа Святого.
Праведники – это не те, кто лучше других. Все, чем они могут похвастаться, – это благоволение, с которым Бог взирает на них. Как мы уже убедились, так было с Илией, Моисеем и Павлом. Поэтому усиленная, страстная молитва есть дар, и она навсегда останется даром – даже для праведника. Какое же это утешение для тех, кто не находит силы в самом себе. Слово праведность, конечно же, не относится к человеческим качествам. Праведные – это те, кто облечен благодатью. Поэтому никто не может быть слишком слабым или слишком недостойным, чтобы, принести Господу свои нужды или нужды других. Истинно только обратное.
Поэтому неверно говорить: «Это возможно только для Илии». Указывая на действенность молитвы, Иаков не ограничивает ее примером Илии; он приводит пример великого Илии и добавляет, что тот был обычным человеком, «подобным нам».
Для час жизненно важно, чтобы мы не думали, будто Бог слишком мал, чтобы восполнить наши нужды. Можно ожидать от Бога слишком мало, но никогда этою не может быть слишком много. Грехи неверия, недоверия, попытки найти помощь вне Бога делают молитву недейственной. Но все возможно верующему.
Так что же, разве правда, что наше маловерие удерживает от нас исцеление, когда мы больны? Здесь вопросы наслаиваются один на другой. Кто-то, возможно, придет к пугающему выводу: «Если бы я мог действенно молиться, болезнь не свалила бы меня и мне не пришлось бы нести этот крест». По не забывайте: существует нечто большее и более великое, чего следует искать. У одного человека, которого серьезное заболевание заточило в больницу, было нечто лучшее и более великое, нежели молитва об исцелении. Единственная его просьба заключалась в том, чтобы через его крест прославился Господь. Он очень хотел исцелиться, но еще больше желал, чтобы Господь стал его вечным уделом Он получил ответ на свою молитву. Чудо произошло – не физическое, но духовное. Его молитва была действенной.
Поэтому не отчаивайтесь, если замечаете, что, когда вы просите Бога лишить вас чего-то или даровать вам что-то, Он не дает ответа. Это значит, Господь намеревается повести вас иной дорогой. Но это не должно препятствовать вам в молитве; молитва об исполнении силами может быть в той же мере действенна. Не столь важно то, что мы страдаем, сколь то, как мы переносим страдание. Такая молитва в конечном итоге более действенна и страстна, нежели молитва об избавлении от своего креста. Разве это не действенная молитва, когда Господь дарует нам благодать в страданиях? Разве это не усиленная молитва, когда посреди искушений мы твердо противостоим яростному натиску множества врагов?
Необязательно, чтобы действенная молитва сопровождалась видимой силой. Ее плоды часто созревают тайно. А разве мы избавлены от тайных искушений и нужд, о которых следует возносить усиленные молитвы? Нет ничего столь незначительного, что не стоило бы усиленной, страстной молитвы. Такая молитва не должна превосходить обычные повседневные Дела. Есть ли для Бога что-либо слишком незначительное? Бог прославляется в малом и немощном.
Быть может, нам недостает усиленной, страстной молитвы потому, что мы стремимся к слишком высокому. Мы ищем чего-то особенного, редкого, сенсационного. Нам кажется, мы должны возвеличиваться, а нам необходимо умаляться. Церкви следует осознать, что царство Божье несравненно больше внешних знамений. Рассматривая это в свете сказанного, мы увидим, как малейший признак благодати Божьей в от- нет на молитву грешника становится столь же великим, как и чудо посланного с небес дождя, о котором молился Илия на горе Кармил. По мере того, как мы учимся жить чудесами благодати, молитва может достичь многого, и мы узнаем, что на всей земле нет большей силы, нежели сила усиленной, страстной молитвы, ибо основание ее – в силе Божьей.