«Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Иоанн 16:24).
В этой главе Евангелия от Иоанна мы находим прощальное обращение Господа. Скоро члены Синедриона придут, чтобы отвести Его к судебному трону Пилата. После апостолы останутся одни и почувствуют себя осиротелыми, потому что их Иисус, на Которого они возлагали все свое упование, покинет них. К кому им идти за глаголами вечной жизни? Потерять Его – значит потерять все.
Однако Иисус, покидающий их, знает, что так несравненно лучше для них, чем они могут себе представить. Он знает Своих, и Он знает, как бедны и несчастны они без Него. Вот почему Он думает о них еще до того, как они ощутят Его отсутствие.
Все плотские узы должны быть разорваны: «Лучше для вас, чтобы Я пошел». Христос должен умереть – иного пути нет. Только через Свою смерть Он может дать жизнь Своей Церкви. Даже впоследствии Он не сможет остаться на земле, ибо должен вознестись, чтобы приготовить обитель для Своих детей. И теперь, когда Он смотрит в лицо чудовищной смерти и Ему предстоит сойти в ад, Он по-прежнему думает о Своих учениках. Он не оставляет их одних, Он оставляет им все, в чем они нуждаются, – Свое Имя.
Что же такого особенного в имени? Самые прекрасные человеческие имена могут покрыть худшие из поступков. У Самсона было прекрасное имя, означающее «дитя солнца», но сколь мрачным был конец этого дитя солнца. Имя же Иисуса Христа, Господа, это не просто имя; это – свидетельство того, Кто Он для принадлежащих Ему. Его Имя – единственное основание для мольбы, когда уже никакого иного основания для этого не остается. Даже если раскаивающийся грешник будет молиться день и ночь, Бог не сможет ответить на его молитву, если молящийся не возносит ее во имя Христа. Даже самая смиренная молитва не может быть принята, так как ни один грешник не может просить на основании своих собственных заслуг.
В школе молитвы мы обретаем много назидания в словах Христа: «Доныне вы ничего не просили во имя Мое». Конечно же, ученики Иисуса молились и ранее. Молитва не была им чужда. Однако они молились Богу, не упоминая имени Христа. У их молитв не было основания. Даже после трех лет весьма близкого общения со Христом, они все еще так мало знали о Его Личности. Они научились узнавать Иисуса благодаря Его добрым делам, и они не были лишены истинной любви к Нему. Их любовь была столь глубока, что они были готовы отдать свои жизни ради Него. Не только Петр заявил о своей готовности умереть ради Него – другие ученики также готовы были пойти на это (и именно это они имели в виду), пускай они и не понимали, что говорили.
Истинная любовь – это испытание. Бог есть любовь, и мы не имеем истинной любви, если Иисус не живет в нас, а мы – в Нем. Наше Руководство по вопросам любви содержится в 13 главе 1 послания Коринфянам.
Однако любовь должна сопровождаться познанием. Ученики испытывали огромную любовь к личности Христа, но столь мало знали и понимали суть Его миссии. Когда приблизилось время Его смерти, Господь сказал: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп?» Если бы Христос спросил у Своих учеников, что следует сделать для спасения душ человеческих, тогда погибли бы все, ибо все они пытались удержать Его от смерти. Их больше тревожило то, что они могут сделать для Него, нежели то, что Он ДОЛЖРН был совершить для них. Они не смогли понять истинный смысл Его поручительства – они не видели в нем жизненной необходимости. Они уже распределяли между собой места, которые займут в Царстве Небесном, и спорили о том, кто из них будет там наибольшим. Мысль об умирающем Царе превосходила их понимание.
Именно поэтому они и не думали произносить Его имя как основание для мольбы перед Богом. До сего момента они не молились во имя Иисуса, поскольку не осознавали, что Божью справедливость еще только предстояло удовлетворить. Деля Божье Царство и стремясь быть в нем наибольшим, каждый из них был абсолютно уверен в том положении, которое займет в Небесном Царстве. Но вот уже близился день, когда все они, несмотря на свою любовь к Нему, оставят Его. Им предстояло понять, что у них нет никаких особых заслуг и их единственная надежда на спасение – в Имени их страдающего и умирающего Поручителя. Иисус сказал им: «Уразумеете после». И они уразумели это после, когда апостол сказал: «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас».
Однажды ученики обратились ко Христу с просьбой: «Научи нас молиться». Они еще не понимали, что искренняя молитва будет стоить им их собственного доброго имени. Когда наставления исходят от Бога, следует отречься от многого, даже если любовь Божья уже излилась в наши сердца. Мы должны потерять себя; мы не можем искать утешения в нашем обращении, в добрых делах, слезах и молитвах или в чем бы то ни было вне Христа. Да, это причиняет боль, поскольку мы хотели бы иметь что-то, с чем могли бы предстать перед Богом, – к примеру, наше доброе имя среди народа Божьего и людей вообще. Нам нравится, когда нас называют обращенными, смиренными людьми, которые знают, как должно молиться. Увы, к нашему стыду мы вынуждены признать, что, подобно ученикам Христа, мы стремимся к высокому положению.
Для того чтобы показать ученикам Христа, что они лишились основания молитвы, Духу Божьему необходимо было прерывать общение, которое они обрели в молитве. Таким образом, ученик Христов учится молиться только на основании Христовых заслуг, а не своих, ибо Бог принимает только Его заслуги. Христос дает своим людям основание, лежащее не в них, – основание для мольбы, к которому они могут прибегать, чтобы их молитвы были приняты у Божьего престола. Это – основание надежное. Потерять свое «я» – радостная потеря; Божий Дух разрушает в нас гордыню и самолюбие, чтобы созидать нас во Христе. Таким образом, Он наделяет человека способностью держаться за Христа и Его труд.
Только во Христе Бог Отец открыл Себя как Иегова: «Я есмь Сущий». Он неизменный, верный Бог для тех неверных, которые тысячи раз проигрывали свой удел. Имя Иегова говорит, что дело Церкви – это дело Божье. Когда в долине Ахор все казалось безнадежным, Иисус Навин мог сказать: «Что сделаешь тогда имени Твоему великому?» Другими словами, он сказал: «Господи, это Твое дело и Твой труд».
Чтобы открыть Себя как Иегова, Отцу это стоило жизни Его Сына. За именем Иегова стоит имя Иисус. Бог верен Своему народу, ибо Христос был отвергнут Им. Господь держит Свой народ в Своей руке, ибо Он выпустил из Своей руки Своего Сына. Христос был оставлен Богом, дабы убегающие имели основание для молитвы.
Нашли ли вы такое основание для мольбы?
Быть может, вы до сих пор молитесь, не прибегая к имени Иисуса? Тогда ваша молитва лишена Посредника. Можно иметь благословенный жизненный опыт и наслаждаться божественным покоем, но понимаем ли мы, кто приобрел для нас этот опыт и этот покой?
Человеку должно умаляться, а имени Христову – возвеличиваться. Нет большей радости, чем испытывать действие веры «вопреки всему». Христос говорит: «…чтобы радость ваша была совершенна». Если якорь молитвы брошен внутрь корабля, нет никакой причины радоваться. Такой корабль обречен на гибель, даже если якорь закрепился. Это происходит в тех случаях, когда основание для мольбы выражено только в виде слез, молитв, переживаний и эмоций. Конечно, это неотъемлемые составные, но они не являются основанием для радости. Якорь молитвы должен быть брошен за борт корабля. Писание говорит, что якорь для души, то есть надежда, «есть как бы якорь, безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус» (Евреям 6:19-20).
Какое чудесное основание для мольбы мы имеем «за завесой»! Это небесное святилище, где Христос молится о Своем народе. Спасение закреплено якорем так высоко и надежно, что никто не может отнять его. Даже рука дьявола не дотянется до него. Господь заботится о Своем собственном труде. В этом полнота радости! Вечное основание принадлежит Ему, поэтому наша радость никогда не прекратится.
Прежде чем покинуть Своих учеников, Он сказал: «В мире будете иметь скорбь». Бури не утихнут. Они будут так свирепствовать, что дитя Божье будет объято страхом погибнуть. Волны житейского моря будут долго бушевать. Однако даже в скорбях Его дитя обретет радость. Чем больше волны пытаются вырвать якорь своей силой, тем сильнее он будет укрепляться. Бури могут только способствовать более глубокому единству с Богом и помогать нам еще крепче держаться за Его Имя. Бури служат укреплению якоря, а цепь молитвы подвигает ближе к ее основанию. Бог использует эти пути, чтобы приблизить к Себе Свое дитя.
Не нужно робеть, боясь, будто мы слишком рано взываем к имени Христа. Бывает слишком поздно, но слишком рано не бывает никогда. Некоторые «специалисты» в области религии утверждают, что прежде, чем прибегать к основанию молитвы, необходимо достичь определенного уровня духовных знаний. Увы, мертвая ортодоксальность всегда удерживала грешника вдали от Христа. Конечно, существуют какие-то предварительные пути, ведущие к имени Христа. Мы же говорим об отклонениях от истинного пути, которые придумал сам человек.
Все молящиеся во имя Христа, безусловно, будут приняты. Именно во имя Иисуса Христа мы получаем просимое. Здесь мы имеем основание для молитвы, на котором основана радость вечная.