Но не стоит отчаиваться и чувствовать себя обреченными, когда в нашей в жизни все же случается такое. Помните, что Бог предвидит все неудачи, которые возможны на нашем пути, пока мы учимся жить по Духу. Он предвидит ту внутреннюю борьбу и те поражения, которые нам предстоит испытать, и ожидает от нас одного: чтобы мы сами осознали свои ошибки и немедленно вернулись в лоно Нового Завета. Бог не гневается и не злится на нас за то, что мы оступаемся на нашем пути, хотя мы зачастую злимся на самих себя, что лишний раз доказывает, как сильно мы привыкли полагаться на собственные силы и возможности. Нам остается только возблагодарить Господа за то, что Он дал нам увидеть то, чему мы так необдуманно доверились, чтобы вновь укрепить нас в нашей вере в Иисуса Христа и в Его помощь во всех наших начинаниях.
Возрастание в благодати
Павел отмечает, что для человека очень важно постоянно «взирать на славу Божию». В процессе этого все большая и большая часть наших душевных переживаний, сама наша душа переходит во власть духа, вследствие чего мы всё более становимся подобны Христу, «преображаясь в тот же образ от славы в славу». Это как раз то, что мы называем «христианским ростом» или «возрастанием в благодати». Это означает, что благодаря постоянному следованию принципам Нового Завета нам становится легче не отрывать свой духовный взор от лика Христа. Для нас все более и более естественным становится жить по духу, нежели по плоти. В Послании к Евреям говорится о тех, «у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евреям 5:14). Конечно, в какой-то момент, поддавшись соблазну или искушению, человек может поступить по плоти, но это становится все менее вероятным по мере того, как «благодатью укрепляются сердца» (Евреям 13:9).
Но благодать может действовать в некоторых сферах нашей сознательной жизни, не имея при этом доступа ко многим другим. В одних случаях в нас проявляется та самая слава, слава жизни Христовой, а в других мы обнаруживаем безраздельное господство плоти, которую мы должны победить и подчинить духу. Только тогда это будет тем «преображением от славы в славу». Эту ситуацию часто представляют следующей ниже картинкой, где изображается тронный зал в сердце человека. На рисунке А мы видим, что на троне восседает человеческое «я», в то время как Христос (Он обозначается в виде креста) дожидается в стороне, чтобы занять Свое законное место.
Но когда воля человека, этот престол, покоряется власти Иисуса Христа, тогда человеческое «я» свергается с трона, и Христос воцаряется в нашем сердце как истинный Господь.
Возрастание – это процесс
Диаграмма, приведенная выше, во многом хороша, но не совсем точна, так как она показывает сердце человека как единое целое, а волю человека как то единственное, что управляет всей его внутренней жизнью. Мне кажется более правильным, когда сердце человека, в соответствии с упоминаниями о нем в Писании, представляется как единство души и духа. Это отражает рисунок В.
Рис. В: Дух Божий проникает в дух человека; человеческое «я» свергнуто с престола.
На рисунке В показано, как при обращении человека Дух Божий проникает в его дух, свергает с трона человеческое «я», то есть плоть, и возводит на ее место Иисуса Христа. Но все это имеет непосредственное отношение только к духу. Душа же человека по-прежнему остается во власти плоти — до тех пор, пока Дух Божий не проникнет во все ее потаенные уголки и не установит там господство Иисуса Христа. Таким образом, в каждом таком уголке души оказывается свой трон, за который предстоит бороться, как это видно из рисунка Г.
Дух Святой проникает в разные части человеческой души.
+ – Господство Христа.
Я – Господство человеческого «я», или плоти.
Взлеты и падения
Эти иллюстрации помогают понять, как христианин может в один момент пребывать в Духе, а в другой момент поступать по плоти. В Библии тому есть хороший пример в Евангелии от Матфея (16:16). Там Петр говорит Иисусу: «Ты — Христос, Сын Бога Живого», на что Иисус ему отвечает: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах». Совершенно ясно, что Петр пребывал в Духе, когда провозглашал, Кто есть Иисус.
Однако в стихе 22 той же главы Петр возражает Иисусу по поводу Его распятия и последующего воскресения, и Христос на сей раз говорит ему: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». Здесь Петр говорил по плоти, в невежестве своем переча Божией воле и замыслам.
Итак, когда дело касалось чисто интеллектуального признания Петром истинной сущности Иисуса, тот сделал это, ибо Дух Святой уже поставил Христа Господом на престол этой сферы жизни Петра. Но когда речь пошла о непосредственном воплощении в жизнь замысла о распятии и воскресении Иисуса, чего требовала сама сущность Христа, в этом уголке души Петра еще владычествовала плоть. Но это в душе, а в духе у Петра уже царил Иисус. С тех самых пор, когда Петр откликнулся на призыв Иисуса следовать за Ним, Христос вошел в его жизнь.
Внутренняя борьба
Возможно, вы уже привыкли жить по духу в одной сфере жизни (например, в своем общении с братьями и сестрами во Христе), но при общении со своими домашними вы попадаете во власть плоти, которая еще крепко сидит в этой части вашей жизни, и ваши слова, ваше отношение к членам семьи явно обнаруживают вашу зависимость не от духа, но от плоти. Такое часто случается с новообращенными верующими. Но Дух Божий со Своего главенствующего места, которое Он занимает в вашем духе, начинает с завидным постоянством оказывать определенное воздействие на ваши взаимоотношения в кругу семьи, часто ускоряя назревающий кризис, до тех пор пока ваша воля не подчинится и в этом, а Христос не взойдет там на престол.
А может быть, это сфера вашей сексуальной жизни, что противится духу; или это то, как вы проводите свободное время. У многих деловых людей, живущих по духу по воскресеньям, по понедельникам возникает проблема, когда они приходят на работу. Очутившись в своей конторе, они чувствуют, что здесь они начальники. Они знают, как вести дела, уверены в себе и своих силах, поэтому не считают, что нуждаются в Божьей помощи. Это, конечно, проявление Ветхого Завета в чистом виде, так что в скором времени в таких людях можно смело ожидать появления признаков смерти в самых различных формах, таких, как подавленность, пресыщенность, раздражительность, беспокойство, напряженность и так далее.
Уже выигранное сражение
Так как каждая конкретная ситуация, в которой оказывается человек, принадлежит какой-то определенной сфере его жизни, то может случиться, что в один момент он находится в области, подчиненной духу, и при этом он — чудесный человек, с которым приятно общаться, а мгновение спустя дело может коснуться области, где правит бал плоть, и тогда этот человек становится резким, злобным, даже жестоким. И когда мы замечаем за собой такое, мы начинаем бояться испортить нашу репутацию христианина и потому стараемся поскорее натянуть на себя покрывало, чтобы скрыть убывающую славу.
Но как радостно осознавать, что Дух никогда не оставит поле боя. Он тысячами способов пытается проникнуть в самые глухие закоулки нашей души и постепенно изменяет нас; быстрее – когда мы сами взываем к Нему, или медленнее – когда сопротивляемся Его действиям и держимся за свои покровы. Чем больше мы живем и трудимся, взирая на светлый лик Иисуса, тем больше сфер нашей жизни преображаются в Его образ. И в этом не наша заслуга. Павел говорит, что все это — дело рук Господа, Который есть Дух. И Он никогда не бросит дело, которое однажды начал.